Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

Третий пол

В разных культурах различно как значение третьего пола, так и отношение к нему. Биологические гермафродиты фактически включают очень небольшой процент третьих полов. Биологически говоря, гермафродит - человек, у которого есть и органы мужского и женского пола. В современном обществе третьим полом именуют транссексуалов, поскольку половая идентификация является психологической и социальной так же как физической, объясняя, почему большинство людей, которые занимают третий пол, является физически или мужчиной или женщиной, не обоими.

Гермофродиты
Привычный взгляд, будто род человеческий состоит из мужчин и женщин, не выдерживает строгой проверки. Между двумя полами нет четкой границы. Есть обширное нейтральное пространство. Его наполняют люди, которых нельзя отнести ни к мужскому, ни к женскому полу.
В подавляющем большинстве это люди глубоко несчастные. Они кажутся окружающим странными, "ненормальными", они вызывают недоумение, а иногда даже страх. Но это живые люди. Такими, какие они есть их создала природа. Общество обязано признать факт их существования. По составу третий пол разнообразен. Одних его представителей можно сразу угадать по непривычному строению тела. Другие, наоборот, внешних отличий не имеют. Но во всех случаях есть биологическая основа этой выпадающей из нормы половой принадлежности. Есть своеобразная психология. И есть специфические черты поведения, которые во многом зависят не только от психологии, но и от невозможности найти свое, законное место в обществе, построенном на взаимодействии двух основных полов. Слишком мало известно о третьем поле, слишком много нелепостей и небылиц намешано вокруг него в массовом сознании.
При первом подходе, нечто абсурдное, подобное жареному льду: то, чего не может быть на белом свете. Если вы не женщина, значит, вы мужчина. Если вы не мужчина, значит, вы женщина. И точка. Какие еще могут быть варианты? Фантазия человеческая, она, как известно, никаких рамок не признает и что угодно может сконструировать. Но здесь есть жесткий ограничитель: закон природы. Два пола действительно необходимы, чтобы жизнь могла продолжаться. Но только два, и никак не больше. Эта истина, одна из первых, которые мы постигаем, едва научившись говорить. Пол зависит не от того, кто как одет, кто в какие играет игрушки и как себя ведет, хотя это прежде всего бросается в глаза. Пол, функция в великом процессе воспроизводства поколений. И поскольку биологический механизм воспроизводства, восторжествовавший на нашей планете в ходе эволюции, построен на взаимодействии мужского и женского начала, то ни для каких иных разновидностей пола просто не остается места.
Но есть, оказывается, у природы, не только любимые дети, но и пасынки. Любимых детей она предусмотрительно распределяет между мужским и женским полом, под знаком которого каждый проживает свою жизнь, длинную или короткую, удачную или не очень, это уж как кому выпадет. А пасынки остаются в стороне, поскольку по разным причинам они не вписываются ни в первый, ни во второй. Причина всех несчастий, было прямым обращением взгляда на них других людей, начиная с ближайших родственников...
Конечно, большая заслуга в том, что такой перелом совершился, принадлежит медицине и прежде всего – психоэндокринологии. Многие загадки третьего пола сегодня разгаданы, и не только в теории – есть уже немало средств, позволяющих исправить или как-то компенсировать несправедливость, допущенную природой.

Транссексуалы
В Таиланде есть так называемый “третий пол”- катои или как их еще называют ледибои. Многие туристы приезжают сюда дабы посмотреть на эту «диковинку», что для Таиланда давно является нормой. Многих из них как ни странно очень сложно отличить от девушек. Транссексуалов в Таиланде очень и очень много. Они давным-давно перестали быть чудом, к ним привыкли, считают их неотъемлемой частью жизни. По убеждению тайцев, люди с самого начала были четырех, а не двух полов: мужчины, женщины, мужчины, похожие на женщин, и женщины, похожие на мужчин. В Таиланде с самого рождения ребёнку не забивают голову точным знанием о том кто он — девочка или мальчик. И если ребёнок ощущает себя девочкой, но при этом строение его тела не соответствует истине, то с раннего возраста ему разрешают использовать гормональные препараты или просто выглядеть так, как ему хочется. Таких детей здесь принято считать всесторонне развитыми, ведь они соединяют в себе сразу два начала.
Во время путешествий по Северной Америке в середине XVII века французские миссионеры и исследователи заметили среди аборигенов мужчин, которые исполняли роль женщин и носили женскую одежду (транссексуалы), в качестве своих сексуальных партнеров избирая мужчин. Антропологи позже документально обозначили это явление как «третий пол», обнаружив аналогичный статус у не менее 120 других североамериканских племен и во многих других культурах во всем мире. Они были названы европейцами бардаши или «бердах, бердаче, berdache» от персидского «bardaj», изначально уничижительный термин, означающий пассивного гомосексуального партнера, «мальчика для утех».

Тем не менее, индейские berdache очень сильно отличаются от европейского значения «berdaj», «еретика-содомита», как записано об этом крестоносцами во время вторжения в Персию в средние века. Считается, что явление бардашей было широко распространено в Америке, представлено в каждом крупном племени от ирокезов на северо-востоке и вдоль всего восточного побережья до племен пима, навахо, иллинойс, арапахо и мохаве на Великих Равнинах; в племенах яки и сапотеков в Мексике, в нескольких южноамериканских племенах и среди эскимосов Аляски. Они рассматривались местными племенами, как имеющие почти священный статус.

Индейской духовная философия не только принимает статус «третьего пола», но почти поощряет его.
За редким исключением некоторых из наиболее воинственных племен, таких как Apache и Comanche, бардаши комфортно существуют почти в каждом племени североамериканских индейцев, особенно на Среднем Западе, Великой Равнине и Юго-Западе. В отдельных племенах американских индейцев бардаши полностью усваивали стиль одежды, манеры и роль в обществе противоположного пола. В других племенах бардаши одевались и вели себя в соответствии со своим биологическим полом, беря на себя только социальную роль противоположного пола. В отличие от американцев европейского происхождения, половая или сексуальная дискриминация не угрожали индейцам.
Бардаши-мужчины, в частности, часто становились целителями, хирургами, адвокатами, врачами, священниками, колдунами и знахарями. Они рассматривались как своего рода «святые». Бардаш-мужчина может стать одной из нескольких жен индейских воинов, а генетические женщины, могут стать «мужчинами», показав себя умелыми охотниками и отважными воинами. Они зовутся winktes в Лакота Сиу, Nadle в племен навахо, Shamans в Мохаве и Mahu в полинезийской культуры Таити. Общим (но не универсальным), характерным для бардашей было то, что они, как считалось, обладают сверхъестественными способностями и могли действовать от имени и с «благословения» духов. Считалось, что они могли быть посредниками между психическим и физическим, поскольку обладали мистическим видением обоих полов (так называемое «двойное зрение» у некоторых племен), то есть, быть пророками и провидцами.
Это было связано как с их промежуточным положением в обществе, так и с убеждением, что духи имели веские основания, чтобы создать личность настолько уникальную в обществе. Их промежуточнoe положение позволило бардашам становиться посредниками в спорах между полами, помогать разрешать супружеские конфликты или содействовать романам. Бардаши были свободны от ритуальных ограничений, связанных с менструацией, беременностью, или кормлением грудью.
Бардаши становились родителями для детей-сирот или детей из многодетных семей. Некоторые бардаши вступали в половые отношения и с женщинами, и с мужчинами, а некоторые вступали в гетеросексуальные союзы.
Кто-то из них не принимал на себя роли бардаша до достижения зрелого возраста, а некоторые отказывались от этой роли спустя несколько лет после ее принятия.
Часть бардашей не вступала в брак; кто-то из них одевался в соответствии с ролью бардаша, получая соответствующий статус и особые условия существования, но сексуальным поведением они напоминали гетеросексуалов.
Нужно отметить, что концепция «транссексуал» является западной и основана на понятии, что есть два «противоположных» пола с различными, культурно утвержденными характеристиками.
Для индейцев люди «двух душ» были уважаемыми членами общества, для европейцев они были уродами, выродками, извращенцами и грешниками.
Определение «Два Духа», данное племенем навахо, применяется как к биологическим гермафродитам, так и к тем, чей биологический пол разошелся с социальным самоопределением. «Двудушный», рожденный с мужскими половыми признаками, будет определен как лицо мужского пола при рождении, но, с течением времени, при проявлении склонностей и предпочтений, может перейти в женскую идентичность.
В то время как американцы и европейцы определяют только два гендера (гермафродиты определяются как разновидность мужского и женского пола), система навахо позволяет выделить пять:
1)мужчину по полу и гендерной идентичности;
2) женщину по полу и гендерной идентичности;
3)«двудушного» женщину/мужчину по гендеру; гермафродита по биологическому полу;
4) мужчину по биологическому полу, «двудушного» женщину/мужчину по гендеру;
5) женщину по биологическому полу, «двудушную» женщину/мужчину по гендеру.
В отличие от европейской половой предопределенности, у индейцев гендер не предписан.
Он – «всеобъемлющее восприятие» человеком самого себя, включающее «базовое представление человека о самом себе как о мальчике или девочке, мужчине или женщине, руководствующееся личными представлениями и индивидуальным принятием норм мужского/женского данного общества».
Человек - существо, по сути, самоопределяющееся – «единственный способ определить чью-то гендерную идентичность – спросить».
Мифология американских индейцев включает в себя истории о происхождении бардашей, положенные в основу тех ролей, которые они играли в индейской культуре.
В космогоническом мифе племени навахо Первая Женщина и Первый Мужчина жили трудно и несчастливо до тех пор, пока два близнеца, Юноша Бирюза и Девушка Белая Раковина - первые бардаши - не научили их заниматься сельским хозяйством, делать глиняную посуду, плести корзины и пользоваться каменным топором и мотыгой (в племени навахо бардаши назывались словом nadle, которое переводилось как «тот, кто преображен»).
Другие мифы описывают превращение обычных мужчин и женщин в бардашей при сверхъестественном вмешательстве животных и духов.
У некоторых индейских народов есть мифы о людях и племенах, наказанных за попытку помешать "превращению".
В мифе манданов, когда воин пытается заставить бардашей из своего племени отказаться от традиционной одежды и роли в обществе, разгневанные духи наказывают племя и многие люди умирают.
Индейцы племени папаго считали, что дети становятся бардашами, увидев сверхъестественные сны.
В большинстве своём случаи половой неопределённости развиваются в направлении «от мужчины к женщине», но и обратное вовсе не рассматривается как что-то исключительное.
В культурах, которые постулировали равенство мужчин и женщин, чувствовали связь со сверхъестественным и с уважением относились к его проявлениям в реальном мире, бардашей ценили как людей, выполняющих роль, которую не могли выполнить ни женщина, ни мужчина.

Что очень важно, у всех этих народов подобные половые инверсии вовсе не считаются признаком девиантного поведения. Тот факт, что биологический пол человека не соответствует выбранной им роли в обществе, его культурному полу, ни в коей мере не делает его изгоем, более того — в некоторых культурах социальный статус таких людей очень высок.

 

В Священном Писании и Священном Предании христианства отсутствуют какие-либо упоминания о транссексуальности и гермафродитизме, но прямо осуждается гомосексуализм, лесбиянство и трансвестизм (Рим.126:27) (Втор.22:5), которые имеют другую биологическую природу. Отношение церкви к проблеме зависит от конфессии:
В Русской православной церкви транссексуальность считается грехом. Московский Патриархат, в своей Социальной Концепции, отделяет транссексуальность от других врождённых нарушений развития пола человека, фактически не признавая её проблемой, болезнью, а акцентируя внимание на том, что транссексуальность — это сексуальное извращение. По мнению Московского Патриархата, пол человеку даётся Богом. Изменить этот пол принципиально невозможно.
Католическая Церковь, основанная, как и Православные Церкви, на Священном Писании и Предании, относится к транссексуалам проще, чем Московский Патриархат. Официальные высказывания Католической Церкви полны противоречий. С одной стороны, постулируется, что «пол изменить невозможно», запрещается менять пол человека в записях о крещении, запрещается рукоположение в сан для человека, сменившего пол, и Церковный Брак, венчание. Вместе с тем, брак, заключённый до смены пола Католическая Церковь признает действительным. Какое-то время Католическая Церковь даже не признавала существование транссексуализма, и феномена гендерной дисфории, но через несколько лет ситуация меняется. В инструкции, распространённой среди Архиепископов Церкви, утверждается, что священник после смены пола может продолжать частную практику, если это не вызовет негативный общественный резонанс, а операция по смене пола может быть показана, если это жизненно необходимо для пациента, хотя тут же делается ремарка о том, что с точки зрения католической церкви, смена пола часто лишь усугубляет психологические проблемы. Католическая Церковь сейчас считает транссексуализм, скорее, не извращением, следствием распущенности, как Православная Церковь, а психической болезнью, что ближе к точке зрения науки.
Отдельные протестанские Церкви не считают транссексуальность чем-то дурным. Так, во главе конгрегации протестантов-методистов Балтимора встал транссексуал Дрю Феникс (урожденная Энн Гордон). В конфессии имеются строгие ограничения относительно посвящения в сан гомосексуальных пасторов, однако нет никаких правил, в которых упоминались бы трансгендеры.
В Коране отсутствуют упоминания о транссексуальности, поэтому в некоторых суннитских странах были прецеденты коррекции пола; тем не менее явление всё ещё вызывает жаркие споры и дебаты, и однозначно осуждается большинством членов общества.
В шиитском Иране транссексуалам проводятся операции по коррекции пола, государство готово взять на себя до половины расходов, при этом гомосексуалов и лесбиянок в Иране публично казнят.
Согласно представлениям буддизма, транссексуалами становятся из-за негативных кармических деяний в прошлой жизни, отчего они заслуживают сострадания, но не презрения.
Люди, рожденные под знаком третьего пола, мало-помалу перестают рассматривать это состояние как проклятье, как каинову печать своего рода, а следовательно, у многих из них нет уже, как было в прошлом, отчаянной потребности забиться куда-нибудь в угол, в густую тень, стать невидимым и не слышимым. Они знают, что природа, в большинстве случаев еще до рождения, поставила перед ними серьезную проблему, но ничего в этом стыдного или позорного нет – как и ко всякой сложной проблеме, к ней нужно искать подходы, пытаться ее решать. Но всего этого было бы недостаточно, если бы параллельно не шла эволюция массового сознания – в сторону большей терпимости, широты взглядов и уважения к личности каждого человека.

 

Психолог УЗ "СтародорожскаяЦРБ"                           А.И.Ананич

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ