Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

 

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется двумя компонентами: невнимательностью и гиперактивностью.

Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка в данном случае - не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями,авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его.

Невнимательность:

С трудом удерживает внимание во время выполнения
школьных заданий и во время игр.
Часто допускает ошибки из-за небрежности.
Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит
обращенную к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца.
Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания. Избегает задания, требующие длительной концентрации.
Часто теряет свои вещи.
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Гиперактивность:

Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках.
Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо.
Часто бывает болтливым.
Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях.
Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит
учитель и выкрикивает с места.
Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор».

СОВЕТЫ:

- Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.

- Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку.

- Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.

- Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.

- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

- Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

- Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности.

- Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь.

- Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания

- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.

- Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть.

- Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля.

- Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.

- Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

- Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.

- Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям

- Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телефона, телевизионных передач.

- Избегайте, по возможности, больших скоплений людей.

 

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ