|
Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by «Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 39-2-64 |
КОГДА МАМА РЯДОМ
Родителей маленьких детей всегда волнует здоровье малыша, и они обращаются за помощь к детскому врачу. Доктор занимается диагностикой и лечением различных заболеваний.
Для того, чтобы ребенок успешно развивался необходимо помнить не только о его физическом здоровье, но и о том, что с самых первых дней жизни ребенок нуждается в общении, для него важно играть и активно исследовать окружающий мир.
С момента рождения малыша наиболее важным человеком является мама, во взаимодействии с которой и развивается его личность. Поэтому в любых программах помощи детям раннего возраста важная роль отводится родителям – их активность и мнение являются столь же значимыми, как и участие профессионалов:
- ребенок учится не столько самостоятельно, сколько с помощью ухаживающего за ним взрослого. Этот взрослый – чаще всего его мама;
- в раннем детстве ребенку важно не столько дать знания, сколько развить у него стремление и способность приобретать знания.
У ребенка есть врожденная способность приобретать знания путем наблюдения за окружающим миром и его исследования, а также общения со взрослыми. Для стимуляции наблюдения и исследования используются игрушки. Развитие общения обеспечивается овладением речью.
В раннем детстве у человека формируются не только знания о мире, но и представления о собственной социальной роли, своем месте в семье и обществе.
Решающее значение при этом имеет поведение мамы по отношению к ребенку.
На этих положениях основываются все руководства по раннему обучению, предназначенные для самых разных, как больных так и здоровых детей. Во всех случаях главное действующее лицо, осуществляющее развивающее обучение – это мама ребенка (или заменяющий ее человек).
Смысл службы раннего вмешательства, оказывающей специализированную помощь детям раннего возраста с особенностями психофизического развития, состоит в том, чтобы помочь маме сделать свои действия максимально эффективными.
ЧТОБЫ ДЕЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО, МАМА ДОЛЖНА:
- знать, как ей лучше всего поступать.
-располагать специальными устройствами или приспособлениями, стимулирующими или облегчающими развитие ребенка. В простейшем случае – это просто игрушки, но это могут быть и очень сложные тренажеры, протезы и другие устройства для детей с определенными видами нарушений.
- владеть в ряде случаев специальными навыками и умениями.
Очевидно, что от мамы не требуется того, чтобы она стала профессионалом – специалистом по раннему вмешательству. Ей достаточно обладать общими знаниями о развитии ребенка, которые можно почерпнуть из научно-популярной литературы. Кроме того, она должна знать и уметь применять специальные процедуры по раннему обучению, полезные именно ее ребенку. Если вы тревожитесь, чувствуете неуверенность в отношении своих знаний о развитии малыша, либо ваш ребенок наблюдается специалистами в связи с задержкой или особенностями развития, вы можете обратиться в детскую поликлинику.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛОГА РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЕНКОМ
1. Показывайте ребенку положительные чувства – покажите, что вы любите своего ребенка. Даже очень маленькие дети, которые не понимают, что вы говорите, и сами не могут говорить, могут воспринять ваше выражение любви и радости, печали и гнева. Когда знаками привязанности, улыбкой, разговором и другими выражениями радости и энтузиазма вы показываете заботу и любовь, вы вызываете у ребенка чувство надежности и общности.
2. Попытайтесь понять потребности и желания своего ребенка, подстраивайтесь при любой возможности под его инициативу. Чтобы ваши отношения с ребенком были максимально гармоничны, необходимо, чтобы вы внимательно относились к состоянию, чувствам и желаниям своего ребенка. Легче наладить хороший диалог, если вы попытаетесь подстраиваться под ребенка и следовать тому, чем он занимается.
3. Говорите с ребенком о том, чем он заинтересовался, и попытайтесь начать «разговор» жестами, звуками и выражениям чувств. Этот ранний «разговор» взглядами, жестами, звуками, улыбками и положительными эмоциями важен для развития тесной привязанности между вами и вашим ребенком. Эта ранняя форма контакта также важна для обучения общению и является основой развития речи.
4. Хвалите и одобряйте ребенка, показывайте, что вы цените то позитивное, что он пытается делать. Когда вы выражаете свое принятие, похвалу и одобрение, ваш ребенок ощущает, что вы цените то позитивное, что он делает. Через эти позитивные реакции и объяснения, почему это хорошо, ребенок учится, что является хорошим и правильным. Он также учится тому, чего вы желаете и каких действий вы от него ожидаете. Прежде всего это важно, потому что ваши позитивные реакции и похвала того, что ребенок делает хорошо, является основой его чувства собственного достоинства, уверенностью в себе и инициативностью.
5. Помогите ребенку сконцентрировать внимание на том, что вы вместе переживаете. Через взгляды, прикосновения и разговор с ребенком вы помогаете ему участвовать в том, что вы вместе переживаете и делаете. Этим вы помогаете своему ребенку приобрести переживания и впечатления, которые выделяются более четко и вызывают интерес. Совместные переживания важны для ощущения общности и для того, чтобы ребенок при вашем посредничестве мог узнать новое об окружающем мире.
6. Выделите смысл того, что вы вместе переживаете. Говоря о том, что вы переживаете, называя предметы и людей, показывая свои чувства, энтузиазм и то, что это для вас важно, вы помогаете своему ребенку связать переживания со смыслом. При передаче смысла вы также помогаете ребенку установить осмысленные отношения с окружающим миром.
7. Помогите ребенку лучше понять окружающий мир при помощи объяснений и ваших мыслей о нем. Через понятные объяснения ребенку, как происходят повседневные вещи, как переживания связаны друг с другом, каким образом вы думаете о том, что вы переживаете, вы помогаете своему ребенку лучше понять окружающий мир и свое отношение к нему.
8. Помогите ребенку контролировать себя и понять, что отношения с окружающим миром, имеют связи которые можно предусмотреть. Вашему ребенку необходимы руководство и помощь для того, чтобы научиться понимать и контролировать свои отношения с окружающим миром.
Психолог
УЗ «ГКДПНД» О.В. Доронина