Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

КАПРИЗЫ

И ИСТЕРИКИ У МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ

Как было бы чудесно, если бы все мальчики и девочки всегда хорошо себя вели и делали только то, что им разрешают родители и учителя! Тогда бы детей никогда не приходилось ругать и наказывать. К сожалению, это невозможно: идеальных людей не, и дети - не исключение.

Описание: C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\психолог\фото\0_7318c_6c11b540_L.jpeg

Детям иногда свойственны припадки бурного проявления эмоций, во время которых они падают на пол, бьют по полу ногами, кричат, колотят окружающих.
Понимание причин возникновения вспышек плохого настроения и поведения у детей может помочь родителям разработать меры предупреждения неприятных эпизодов. Вспышки плохого поведения детей, как правило, происходят, если ребенок устал, голоден, разочарован.
Чаще всего такое поведение возникает, как ответ на какой-либо запрет взрослых (нельзя брать какую-нибудь вещь, нельзя играть в луже) или на отказ купить игрушку, шоколадку.
Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками: например, если кто-то из детей отбирает у ребенка игрушку, а он не знает, что сделать в этой ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою обиду.

Описание: C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\психолог\фото\ОБОИ ФОТО\379783_365433.jpg

Выделяют четыре наиболее существенные причины, лежащие в основе нарушения поведения:

  1. Ребенок хочет обратить на себя внимание;
  2. Не хочет подчиняться взрослым;
  3. Хочет одержать верх над ними;
  4. Мстит взрослым за то, что не любим и обижен.

В некоторых случаях вспышки плохого поведения детей являются физиологической и психологической нормами развития. Подмечено, что плохое поведение  в следующие периоды развития детей: два-три года, пять лет, семь-восемь лет, в подростковом периоде.  В эти критические периоды дети стремятся заявить о своей индивидуальности и провести незримую черту между собой и окружающими.  Как правило, в критические возрастные периоды речевое развитие детей не соответствует их эмоциональному развитию.  Ребенок не может облечь в словесную форму происходящие в нем перемены, выразить свои чувства или желания.  Кроме того, в эти возрастные периоды нервная система детей более чувствительна, более ранима, поэтому он также подвержен вспышкам плохого поведения.
«ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?» - спросите вы. Попробуйте уделить чуть более внимания эмоциям вашего ребенка.  Попробуйте разобраться с причинами их появления, а также помочь ребенку познакомиться с различными эмоциями и с тем, как они проявляются.

ЕСЛИ ПРОИЗОШЛА ИСТЕРИКА РЕКОМЕНДУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТАКТИКИ:

- если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять свое решение, лучше твердо сказать «нет» (конечно, в том случае, если запрет является действительно необходимым).
- не рекомендуется в момент ярости ребенка поднимать его с пола и насильно брать его на руки.
- если ребенок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу. Но любые нравоучения в этот момент будут преждевременными.
- не желательно во время истерики оставлять ребенка одного. Это может быть небезопасно.
- однако, если сам взрослый находиться в состоянии крайнего возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше все же отойти от ребенка.
Очень часто родители в состоянии гнева либо кричат на ребенка, либо шлепают его (порой, не соразмеряя силу удара).  Впоследствии же они испытывают чувство вины и раскаяния.  Поэтому желательно контролировать свои эмоции именно тогда, когда мы требуем этого от ребенка.
В момент наибольшей интенсивности приступа ребенок  может не слышать уговоров взрослых, но когда «эмоциональный накал» снизится, можно попробовать отвлечь ребенка, переключить его внимание на какое-либо действие или предмет.

Описание: C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\психолог\фото\3d724b6aa4aa0fb187fcd21acbb_prev.jpg

НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ, КАСАЮЩИХСЯ ТОГО, КАК СТРОИТЬ СТИЛЬ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ  С ВАШИМ КАПРИЗНЫМ РЕБЕНКОМ:

- своим поведением показывайте ребенку пример – сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;
- избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;
- уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но и в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;
- помните, что для правильного эмоционального развития и обретения уверенности в себе ребенку необходимо 8-10 ласковых и дружеских прикосновений родителей и нескольких одобрительных взглядов каждый день;
- поймите, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость или сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
Если не смотря на все ваши усилия, истерики случаются очень часто, обратитесь к специалисту.

 

 

Психолог
УЗ «Стародорожская ЦРБ»                                  А.И. Ананич

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ