Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

 

Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста



Самой главной ценностью человека является его здоровье. Дошкольный возраст – это период, когда закладывается фундамент здоровья. Многолетний опыт работы в саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя дефектолога в формировании речи дошкольников.

По статистике 70 – 90% детей, посещающих учреждения дошкольного образования, имеют проблемы с речевым развитием, что может обуславливать трудности обучения в школе.

Как развить речь ребенка?
• С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не просто говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.

• Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте употреблять известные ему слова. Учите играть в сюжетные игры, сопровождая их словестными комментариями.

• На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое слово.

• Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!

• Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам картинки, которые вы называете, и самому рассказывать о том, что на них нарисовано.

• Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

Звукопроизношение у детей
Норма и патология

С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. На протяжении первого года активно развивается его способность понимать речь окружающих.

К трем годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения. Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчинёнными предложениями: «Когда я буду большой, я тебя подниму».

Языковые возможности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми. Трехлетний малыш говорит окружающим о том, что ощущает, испытывает, о чем думает, может выразить свое отношение к людям – любовь, ласку, недовольство.

Развивается и произносительная сторона речи: к трем годам большинство детей правильно и четко произносят многие звуки, хотя речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность: ребенок произносит слово «масинка» вместо «машинка».

У некоторых отсутствуют в речи шипящие звуки, звук [р], замена звука [л] на [й], т.к. артикуляционный аппарат еще недостаточно окреп. Все эти нарушения речи относятся к так называемым физиологическим нарушениям, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи. Однако у некоторых детей могут наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае необходимо обратиться к специалисту – учителю-дефектологу.

Хочется обратить внимание родителей на то, что уже в младшем дошкольном возрасте у половины детей наблюдаются патологические формы развития речи. Поэтому нужно как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.

В каких случаях нужна консультация учителя-дефектолога:

• У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеются только небольшой набор лепетных или искаженных слов;

• Малыш не использует речь как средство общения с окружающими;

• Он может говорить некоторые слова, но произносить их несоответственно к предмету, объекту или ситуации;

• Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый);

• Малыш заикается;

• Вы замечаете нехарактерное произношения ряда звуков: во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.

Осознанное дыхание - путь к здоровью

Одной из причин нарушения звукопроизношения является неправильное дыхание. От него во многом зависит здоровье человека, его физиологическая и умственная деятельность.

Дыхательная функция важна для нормальной жизнедеятельности детского организма. Однако дыхательная система ребенка еще несовершенна, особенно у детей с речевыми нарушениями. У таких детей дыхание поверхностное учащенное. Следует учить их дышать правильно, глубоко и равномерно.

Дышать надо через нос.

Необходимо научить детей регулировать дыхание.

Родители, к сожалению, не всегда обращают должного внимания на особенности дыхания. При обследовании детей с речевыми нарушениями было выявлено, что больше чем у половины из них нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия небных миндалин 2 – 3 степени и др.)

При неправильном дыхании:

• Организм получает меньше кислорода;

• Изменяется голос, нарушается речь;

• Наблюдается затруднения в пережевывании пищи;

• Притупляется обоняние;

• Пропадает аппетит;

• Искривляются зубы;

• Дети раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы.

Дыхательная гимнастика – залог успеха

Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простуде и другим заболеваниям, а так же выносливости при физических нагрузках.
Дыхание можно и нужно тренировать.

Упражнения на дыхание:

• «Ароматные коробочки»
Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновыми корочками. Определить запах.

• «Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата»
Повторить с ритмичными интервалами, как бы выталкивая воздух через рот согласные звуки [б, в, м, н, т, ж, ш, ф]

• Очень полезно следующее упражнение: 5 – 6 раз вдыхать и выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.

Речь и развитие моторики, их взаимосвязь

Развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Игры с пальчиками – средство, повышающее работоспособность головного мозга. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речь.

Игры и упражнения:

1. На развитие тактильного восприятия
«Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешок со знакомым предметом или игрушкой и на ощупь определяет, что это)

2. Игры с водой
«Тонет – не тонет», «Теплый - холодный» и т.д.

3. С песком и другим сыпучим материалом
«Печем куличики», «Рисуем палочкой», «Найди клад» и др.

4. Игры с нанизыванием
«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Проведи дорожку»…

5. Фольклорные пальчиковые игры
«Сорока - ворона», «Ладушки»

6. На выкладывание
«Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Кубики»

7. «Шнуровки», «Застежки» и др.

 

 

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ