Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

 

Признаки сексуального насилия над несовершеннолетними

Последствия  сексуального  насилия  могут  проявляться  в  различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внимание на  особенности  поведения  и  внешности  ребенка,  которые  могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.

Физические признаки
Физические  (телесные)  признаки  обычно  указывают  на  то,  каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:
•  оральные  симптомы:  экзема;  дерматит;  герпес  на  лице,  губах,  в
ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо переедание (булимия);
•  анальные  симптомы:  разрывы  и  выпадения  прямой  кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, запоры;
•  вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
•  гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального отверстия;
•  кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия;
•  повреждение  мягких  тканей  груди,  ягодиц,  ног,  нижней  части живота, бедер;
•  жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота;
•  боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе;
•  повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
•  недержание мочи;
•  рвота;
•  потеря сознания;
•  болезни, передающиеся половым путем;
•  ранняя неожиданная беременность.

Признаками сексуального насилия являются:
•  порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
•  инородные  тела  во  влагалище,  анальном  отверстии  или мочеиспускательном канале.

Примечание:  некоторые  виды  сексуального  насилия (сексуальные ласки,  оральный  секс,  мастурбация,  изготовление  порнографических снимков) не оставляют физических следов.

Нарушения,  возникающие  после  насилия,  затрагивают  все  уровни функционирования.  Они  приводят  к  стойким  личностным  изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.

Изменения в проявлении сексуальности ребенка:
•  не  соответствующая  возрасту  осведомленность  в  сексуальных отношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);
•  сексуальные  действия,  направленные  на  самих  себя (аутосексуальные действия);
•  демонстрация интимных частей тела;
•   мастурбация;
•  необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам:
•  чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
•  имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
•  соблазняющее поведение отношению к противоположному полу;
•  сексуальные действия с другими детьми;
•  необычная сексуальная активность по отношению к взрослым:
•  трение половыми органами о тело взрослого;
•  завлекающее поведение по отношению к взрослым;
•  изменения в эмоциональном состоянии и общении:
•  постоянное возбуждение, истерические симптомы;
•  стремление куда-то бежать, спрятаться;
•  быстрая потеря самоконтроля;
•  нервные срывы, истерики;
•  вспышки агрессивности;
•  депрессивные симптомы:
•  замкнутость,  заторможенность,  подавленность,  изоляция,  уход  в себя;
•  задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие;
•  переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;
•  проявление агрессивности и враждебности по отношению к другим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее:
•  непристойные выражения;
•  чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
•  терроризирование младших детей и сверстников;
•  жестокость по отношению к игрушкам;
•  самоагрессия;
•  причинение травм и увечий самому себе;
•  курение, употребление алкоголя, наркотиков;
•  побеги из дома, прогулы школы;
•  проституция;
•  попытки совершить суицид или желание это сделать;
•  возникшие трудности в общении с ровесниками;
•  нежелание принимать участие в подвижных играх со сверстниками;  
•  отказ  от  общения  с  прежними  друзьями  или  отсутствие  друзей своего возраста;
•  отчуждение от братьев и сестер;

Поведенческие изменения:
•  возврат к детскому, инфантильному поведению;
•  наоборот, слишком «взрослое» поведение;
•  изменения в отношении к собственной внешности;
•  утрата  гигиенических  навыков,  равнодушие  к  своей  внешности, плохой уход за собой;
•  наоборот, навязчивое мытье (желание «отмыться»);
•  крайняя настороженность, подозрительность;
•  амбивалентные чувства ребенка к взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться...»);
•  рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку...»);

Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:
•  виктимность (жертвенность) ребенка;
•  неспособность  защитить  себя,  несопротивление  насилию  и издевательству над собой, смирение;
•  навязчивая зависимость;
•  чрезмерно  частая  подверженность  разнообразным  несчастным случаям;
•  неожиданные,  резкие  перемены  к  конкретному  человеку  («Я ненавижу дядю Петю»);
•  месту («Я не могу ездить в лифте»);
•  любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);
•  изменение отношения к школе и учебной деятельности;
•  резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);
•  пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения;
•  изменение отношения к семье:
•  принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);
•  отрицание  традиций  своей  семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:
•  снижение самооценки;
•  обесценивание  собственной  личности,  недовольство  собой, презрение, чувство собственной неполноценности;
•  чувство  униженности,  состояние  чрезвычайной  уязвимости, ощущение вторжения в «интимную» зону;
•  маскировка  самооценки  с  течением  времени  низкой  фантазией всемогущества («Я могу заставить его сделать все!»);
•  жажда победы и самоутверждения любой ценой;  
•  вина, стыд, чувство собственной испорченности;
•  чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;
•  восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;
•  синдром  «испорченного  товара»  (ребенок  ощущает  себя непривлекательным);
•  в отношении собственных переживаний, когда у ребенка в период домогательства возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства (возникновение так называемого «клейма инцеста»).

Появление невротических и психосоматических симптомов:
•  навязчивые страхи, тревога:
•  боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;
•  боязнь  раздеться  (например,  может  категорически  отказаться  от участия  в  занятиях  физкультурой  или  снять  нижнее  белье  во  время медицинского осмотра);
•  сопротивление тактильным контактам;
•  нежелание, чтобы целовали, обнимали;
•  нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;
•  боли (головная боль, боли в области живота и сердца);
•  нарушения  сна  (страх  перед  отходом  ко  сну,  ночные  кошмары, бессонница);
•  боязнь телесных повреждении;
•  резкая  потеря  веса  на  фоне  нарушения  аппетита  или,  наоборот, ожирение;
•  тики,  заикание,  энурез  (недержание  мочи),  энкопрез  (недержание кала).

Специалистам,  работающим  с  детьми,  необходимо  учитывать,  что ребенок  может  не  осознавать  факта  насилия  в  силу  своего  возраста  или других  причин.  Чрезвычайно  важно  понимать,  что  дети  не  обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

 

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ