Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

 

Приватность в Сети

Приватность (privacy) -  это регуляторный процесс, посредством которого персона или группа делает себя более или менее открытой и доступной для других; это селективный контроль доступности человеческого «Я».

Приватность - это важный механизм развития личности, позволяющий избирательно подходить к взаимодействию с окружающими людьми и сохранять, таким образом, собственное психологическое благополучие и личностную автономию. Данный механизм подразумевает регуляцию как при взаимодействии людей лицом к лицу, так и, с приходом Интернета и социальных сетей, при «виртуальном» контакте.

Одним из ключевых связанных с феноменом приватности вопросов был вопрос о том, почему, несмотря на заинтересованность в сохранении конфиденциальности своих личных данных, многие люди свободно распространяют различную информацию о себе в виртуальном пространстве. Был даже сформулирован так называемый парадокс приватности — несоответствие между декларируемой озабоченностью пользователей сохранением в тайне своей личной информации и собственноручным распространением данной информации в социальных сетях.

Несмотря на то, что люди стремятся рассказывать о себе в Интернете, некоторые делают это в меньшей степени, чем другие.
Исследования в области приватности были направлены на изучение факторов, приводящих к разному уровню приватности пользователей в сети. Среди прочих исследователи отмечают такие факторы, как уровень открытости личной информации для «друзей» в социальной сети, цели использования социальной сети, а также личностные особенности пользователей.

Обнаружилось, что с возрастом границы приватности становятся более жесткими, что говорит о том, что с возрастом возрастает потребность личности в автономии.

Исследовали разницу в приватности в социальных сетях между детьми и подростками 9–12 и 13–16 лет. Были получены результаты: младшая группа была склонна делиться бóльшим количеством информации о себе, чем старшая, а также общаться в сети с незнакомыми людьми.

Изучение различий в приватности между представителями трех возрастных групп: 18–40, 41–65 и 65+. Выяснилось, что люди старшего возраста более обеспокоены вопросами приватности, чем молодые.

Свойственный человеку уровень приватности в социальной сети проявляется и в отношении друзей, и в отношении незнакомых людей. Чем более открыт человек в социальной сети в отношении друзей, тем более открыт он и для незнакомых людей.

В более поздних исследованиях (разница в 10-12 лет) обнаружилось, что чем старше человек, тем большее количество информации он склонен сообщать на своей странице в социальной сети, как в отношении друзей, так и в отношении незнакомых людей. Это вступает в противоречие с результатами, полученными другими исследователями, которые указывают на низкую озабоченность молодого поколения приватностью в социальных сетях и на слабый контроль над распространением личных данных с их стороны.

В то же время полученный результат можно объяснить тем, что для молодого поколения современные цифровые технологии являются неотъемлемой частью повседневной жизни, поэтому они успешнее адаптируются и разрабатывают стратегии защиты личной информации, нежели это осуществляет старшее поколение.

Анализ показал, что пользователи социальных сетей в большей степени «открыты» по отношению к тем, кто входит в их сеть друзей; в то же время те, кто сообщает большое количество личной информации друзьям, склонны также в большей степени самораскрываться в отношении незнакомых людей. Это может означать, что существует некий «паттерн» приватности, который может объясняться, например, личностными особенностями пользователя, в частности экстраверсией.

Степень самораскрытия людей в сети связана также с их ценностями. Наличие отрицательной связи между ценностями самовозвышения (гедонизм, власть) и «открытостью» в социальной сети в отношении незнакомых людей, однако, может вступать в противоречие с исследованиями различных кибер-аддикций.

Погружение человека в виртуальную реальность рассматривается исследователями как способ реализации амбиций, создания привлекательного образа себя для окружающих, привлечения внимания к своей персоне. Закрытость в отношении незнакомых людей в сети может рассматриваться пользователями как проявление информационной власти, контроля своего виртуального пространства.

Актуальность для человека такой ценности сохранения, как традиции, проявляется также в его закрытости в социальной сети в отношении друзей. В качестве возможного объяснения данного результата можно рассмотреть склонность людей к взаимодействию и самораскрытию в большей степени в «реальной» жизни, нежели в Интернете; также возможно, что для некоторых людей Интернет является в большей степени средством коммуникации, в то время как самораскрытие для них более привычно при личном общении.

 

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ