Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

 

Интернет-безопасность детей и подростков.
Суицидальные группы в Сети интернет. Суицидальное поведение детей как следствие преступления против половой неприкосновенности.

Как источник авторитетной информации Интернет уже обошел учителя. И готовится вытеснить с первого места родителей.
Давайте вдумаемся, что это значит. Получается, родитель теряет авторитет у ребенка, конкурируя с самыми разными людьми «с того конца Интернет-кабеля», то есть теряет возможность воспитывать своего ребенка. Пока, к счастью, авторитет родителя по-прежнему является самым значимым для ребенка, именно родительское слово наиболее весомо.

Но уже сегодня Интернет играет очень значительную роль в воспитании ребенка. То есть модели поведения, нормы, образ мыслей, картина мира — все то, одним словом, что и называется воспитанием, в большой степени черпается ребенком в сети.

44% детей от 8 до 16 лет остаются онлайн постоянно.

Общая доля опасного контента составляет около 64%.

В Сети интернет, также как и в реальном мире, мы можем столкнуться с разными опасностями:

  • Конфликты
  • Унижения и оскорбления
  • Несчастные случаи
  • Порнография
  • Психологическое давление
  • Экстремизм
  • Насилие
  • Мошенничество
  • Сексуальные домогательства
  • Зависимости (пропаганда наркотиков, алкоголя, курения, игр)
  • Призывы причинить себе вред (от пропаганды суицида до экспериментов над собой)
  • Вымогательства
  • Непонимание, конфликтное, агрессивное общение

Суицидальные группы в сети Интернет (на примере групп vk.com)
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ суицидального поведения

  • Наличие суицидальных попыток в прошлом
  • Наличие примера самоубийств в близком окружении
  • Максималистические черты характера
  • Склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам
  • Деление мира на белое и черное
  • Разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф
  • Сны с гибелью людей или собственной гибелью
  • Повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни
  • Рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера
  • Объективная тяжесть жизненных обстоятельств
  • Детство, прошедшее в неблагополучной семье
  • Плохие отношения с близкими в данный период
  • Потеря дорогого человека
  • Общественное отвержение
  • Тяжелое продолжительное заболевание, инвалидность
  • Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям
  • Депрессия, стрессовые состояния, беспомощность
  • Насилие в близком окружении
  • Физическая или психическая истощенность
  • Отказ от преодоления  жизненных трудностей

Возможные маркеры влияния суицидальных групп:

  • Подросток  не  высыпается,  даже  если  рано  ложится  спать  -  проследите,  спит  ли  он  в  ранние  утренние  часы.
  • Состоит в группах, содержащих в названии следующее: "Киты плывут  вверх",  "Разбуди  меня  в  4.20",  #f57,  #f58,  "Тихийдом",  "Рина",  "Няпока",  "Море  китов",  "50  дней  до  моего...”.
  • Рисует  китов,  бабочек,  единорогов
  • Закрыл в своей страничке ВК доступ к подробной информации, в переписке с  друзьями (на личной стене), есть фразы  "разбуди меня в 4.20", "я в  игре". Серьезная опасность, если на стене появляются цифры, означающие обратный отсчет дней, начиная от 50 и меньше.

Алгоритм действий родителей

  • Вы должны поговорить с подростком, и попытаться выяснить, что происходит в его /её жизни
  • Обратиться к специалисту психологу по месту учебы; в поликлинику или иные организации,  к  психологам, которые работают с детьми и подростками
  • Как родитель, Вы должны провести собственный анализ семейной ситуации. Обратите внимание на такие моменты как ссоры, конфликты и т.д.
  • Постарайтесь выявить внешние факторы стресса, которые могут вызвать у вашего ребенка данное состояние
  • Если существует возможность оказать влияние на одну из вышеприведенных причин, то можно это сделать лишь с разрешения подростка. В том случае, если он / она запрещает, обозначить о своей готовности вмешаться по первому требованию.
  • Поддерживайте в подростке убеждение, что в будущем ситуация изменится и он / она, наверняка, почувствует себя лучше, только нужно время и немного усилий.
  • Отправив подростка к психологу, нужно настраивать себя на сотрудничество с подростком, понимая, что, возможно, Ваши прежние взгляды на многие ситуации потребуется пересмотреть.

Ошибки взрослых:

  • Информирование заранее
  • Обесценивание «виртуальных проблем»
  • Жестокость
  • Равнодушие
  • Истерика
  • Обвинение и отстранение подростка от себя (Такое поведение лишь поддерживает суицидальное намерение)
  • Запреты на привычную жизнь (Общение со сверстниками, запрет на времяпровождение в компьютере, обрезание интернета и т.д. Это усиливает изоляцию подростка)
  • Объявлять подростку, что он болен (Он не болен, он в стрессе)
  • Пытаться решить проблему без разрешения или предупреждения подростка
  • Пренебрежение помощью специалиста - психолога, а если нужно врача

Суицидальное поведение детей как следствие преступления против половой неприкосновенности
Основные угрозы

  • Контент. Порнография и иной нежелательный сексуальный контент
  • Контакт. Недопустимые (неуместные) взаимодействия детей и взрослых
  • Действие. Изготовление и распространение порнографии и иного нежелательного контента, сексуальное насилие

Секстинг

  • Действия. Пересылка личных фотографий «откровенного характера» с использованием средств телекоммункации
  • Последствия. Порнография, шантаж, половые преступления

Кибер – груминг. ГДЕ ПРОИСХОДИТ: Социальные сети; Мессенджеры; Онлайн-игры; Иные интернет-площадки.

  • Посягательство. получение более откровенных фото, видео, встречи, совершение сексуальных действий
  • Склонение. ФОРМЫ СКЛОНЕНИЯ: Тесное доверительное взаимодействие; Дружба;  Влюбленность; Финансовая помощь
  • Доверительный контакт. В сети Интернет с взрослым незнакомцем: Необоснованное доверие; Неосознанная провокация

Сексуальный кибер-шантаж

  • Шантаж. Требование более откровенных фото, видео. Требование встречи, совершение сексуальных действий. ВСЕГДА сопровождается УГРОЗАМИ распространения информации.
  • Изображение сексуального характера. Обнаженное тело в какой –либо части.
  • Доверительный контакт. С ЛЮБЫМ незнакомцем. Необоснованное доверие. Неосознанная провокация.

Опасные последствия

  • Нарушение нормального восприятия внешнего мира, норм морали и общественного поведения: Привычка быть жертвой. Усвоение допустимости противоправного поведения.
  • Негативные последствия для физического и психического здоровья ребенка. Болезни различного рода. Суицид.
  • Совершение преступлений в отношении детей. Половых преступлений. Преступлений против нравственности.

Рекомендации детям

  • ПРАВИЛО «РЕАЛЬНОГО» МИРА. Не добавляй в «друзей» людей, с которыми вы незнакомы в реальности. Помни, аккаунт ваших друзей могут взломать. Преступник может использовать фальшивые данные.
  • ПРАВИЛО ПРИВАТНОСТИ ЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ. Не раскрывай в Интернете, своих телефона и адреса, адреса школы, твой возраст и  мест, где ты часто бываешь; Не размещай «откровенных» фото; Не высылай их кому-либо; Не сообщай виртуально знакомым  людям свои планы передвижений.
  • ПРАВИЛО «СТРАХОВКИ». Расскажи взрослым (родителям, учителям, тренеру, сестре), которому ты доверяешь. Не бойтесь: утаивая то что случилось, вы только помогаете преступнику. Помни, есть «горячая линия», правоохранительные органы.

Приватная информация:

  • Данные о семье
  • Имя
  • Возраст
  • Школа
  • Адрес
  • Заработки родителей
  • Онлайн платежи

Рекомендации родителям

  • ПРАВИЛО «ВНИМАНИЕ». Внимание за персональными страничками, внимание за перепиской в сети (онлайн играх, форумах). Знайте о «виртуальных» и реальных друзьях. Принимайте участие в жизни ребенка в сети.
  • ПРАВИЛО «ДОВЕРИЕ». Предупредите ребенка об Интернет-угрозах. Расскажите ребенку о правилах противодействия угрозам. Расскажите ребенку о необходимости сохранения приватности. Расскажите, что никогда не следует отвечать на сообщения от незнакомцев и тем более встречаться с  ними.
  • ПРАВИЛО «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ». Отправляйте сообщения о противоправном  контенте (кнопка «пожаловаться»). Обращайтесь в правоохранительные органы, если вы стали свидетелем совершения противоправных действий в отношении детей в сети Интернет. Обращайтесь к представителям учреждений образования.

 

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ