Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

Психологические аспекты профилактики суицида
в подростковом возрасте

В наши дни в современном обществе тема суицида считается мало распространённой, не находится на слуху, особо не отображается в средствах массовой информации, недостаточно раскрыта и доступна для широкой общественности.

Ведущим фактором суицидального поведения, как и самого суицида, в основном является социально-психологическая дезадаптация в сложных и критических ситуациях личности подростков, которые в силу ряда причин и обстоятельств не способны адекватно оценить ситуацию и найти другой, более лучший и гуманный способ ее разрешения.

Негативным социальным фактором является то, что при достаточном в целом уровне материальной обеспеченности всех слоев нашего общества, подростки зачастую оказываются лишенными внимания как со стороны сверстников, взрослых, педагогов, так и семьи.

Подростки, склонные к суицидальному поведению, это подростки, в индивидуальном и личностном опыте которых имели место кратковременные или же действующие продолжительно неблагоприятные воздействия психогенного и экзогенного характера. Это могли быть разлука с близкими, отсутствие необходимых любви и заботы, общения с родными, заброшенность, алкоголизм и бродяжничество родителей, педагогическая и социальная запущенность, неразделенная любовь, одиночество и т. п. Но есть и другой аспект данной проблемы, когда наоборот, подростки из благополучной семьи, окруженные вниманием и любовью со стороны родителей, чувствуют себя одинокими. Кроме того, нередки случаи, когда самоубийство подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других.

В целом, при переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценки окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, считается вариантом возрастного кризиса почти у четверти здоровых подростков.

Самоубийство — последний шаг в аутодеструктивном поведении, занимающее особое положение в соотношении культурной нормы и психического здоровья. Оно может быть совершено как акт самопожертвования, зачастую связанно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания.

Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте зачастую связанно с тем, что подростки, сталкиваясь с равнодушием и непониманием со стороны взрослых и сверстников, не в состоянии адекватно оценить возникшую кризисную ситуацию и найти более благоразумное и верное решение данной проблемы.

В наше время также ведется активная работа по профилактике суицидов. В списке самых распространённых причин детских и подростковых смертей, самоубийство занимает высшие позиции. Если опираться на данные, полученные из Всемирной Организации Здравоохранения, то ежегодно около 500000 человек сводят счеты с жизнью, и треть из них — самоубийства, совершенные подростками и юношами.

Но, по мнению социологов, официальная статистика самоубийств значительно отличается от реальных цифр, так как она основывается лишь на реальных случаях и в ней не берутся в учет случаи самоубийств, заканчивающиеся неудачей.
По мнению психологов, среди причин, стимулирующих юношей и подростков на самоубийство, часто фигурируют неразделенная любовь, ревность, неудачи в учебе, конфликты со взрослыми, депрессивные состояния, страх перед будущим, одиночество, непонимание друзей и товарищей, подозрения в кражах и туманное определение «просто не захотелось жить».

Не стоит оставлять без внимания и тот факт, что в современном обществе подростки зачастую сталкиваются не только с равнодушием и бездушием взрослых, но и жестокостью сверстников. Подростки, считающие себя более сильными, умными, успешными, имеющие состоятельных родителей и чувствующие некую безнаказанность нередко унижают, своих сверстников, которые не соответствуют стандартам и параметрам окружения первых и, по их мнению, являются «белыми воронами» и изгоями.

К сожалению в нашем обществе имеются случаи, когда учителя, не вдаваясь в проблемы и быт своих учеников, унижают подростков в присутствии окружающих, позволяют себе делать некорректные замечания при одноклассниках и подросток, не находя способ себя защитить, решает совершить самоубийство, таким образом наказывая своего обидчика.

По оценкам врачей, своего пика суицидальная активность молодежи достигает в старшем подростковом возрасте, а именно в 14–16 лет, при этом, стоит учитывать, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество совершенных самоубийств.

Чаще всего, неудачные суицидальные попытки не повторяются во второй раз, но все же 3 % девушек и 10 % юношей в возрасте до 20 лет, все же свели счеты с жизнью в последующие несколько лет.

В последнее время все чаще встречаются и так называемые коллективные самоубийства, которые могут быть совершены как группой подростков одновременно, так и один вслед за другим (скопированные).

Даже несмотря на то, что раньше суицид являлся характерным лишь для психически неуравновешенных и больных людей, данные современной статистики лишний раз доказывают, что современные 2/3 самоубийств совершаются именно здоровыми и нормальными подростками.

Рассматривая суицидальную активность молодежи как одной из главных причин смертности во всем мире, можно лишний раз убедиться в его значимости и необходимости постоянного контроля детей, подростков и молодых людей, проживающих не только в больших городах, но  и в отдаленных населенных пунктах.

Лишь общими усилиями и неравнодушием со стороны взрослых можно если не избавиться, то хотя бы снизить показатели смертности среди молодежи и вернуть им веру в самих себя и светлое будущее.  

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ