|
Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by «Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42 |
ТРЕНИНГ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
У нас есть пять несомненных чувств, посредством которых мы соприкасаемся с миром – мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мы испытываем вкусовые ощущения. Эти пять чувств составляют три основных сенсорных входных канала, через которые мы получаем информацию об окружающем мире.
Визуальный (В) – мы видим.
Аудиальный (А) – мы слышим.
Кинестетический (К) – мы ощущаем, обоняем, испытываем вкусовые ощущения.
В придачу к этим сенсорным системам у нас есть еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы репрезентировать (представлять) собственный опыт. Свой опыт мы можем хранить в репрезентативной системе (преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира), которая теснее других связана с каналом, по которому этот опыт был принят.
Например, когда какое-либо произведение слушает музыкант – он способен обнаружить и насладиться такими сочетаниями звуков, которому недоступны восприятию человека, у которого ведущей системой репрезентации является зрительная. Художник может ощущать такие оттенки захода солнца, которыми не располагает индивид с развитой кинестетической репрезентацией. Знаток тонких вин заметит такие различия в букете и в аромате отдельных вин, которые не заметны для людей, у которых вкусовая и обонятельная системы работают в сочетании.
Каждое из описаний представлено в языковой системе. С помощью слов мы описываем переживания, испытываемые нами в различных репрезентативных системах.
И некоторым воссоздать опыт в одной из репрезентативных систем легче, чем в других. Это значит, что одну или более репрезентативных систем мы ценим больше других. Вы думаете, вероятно, что и другие люди обладают тем же опытом? Это, однако, не всегда так. У каждого человека, наиболее часто применяемая репрезентативная система может отличаться от наиболее часто применяемой репрезентативной системы другого человека. И именно здесь актуально выражение: «Говорить на одном языке».
УЧЕНИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Как только детям исполняется 5 лет, они покидают детский сад и начинают свое путешествие по образовательному конвейеру. Они поступают в первый класс преимущественно как кинестетические создания. Дети воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь), обоняя (на запах), на вкус, толкая, кидая и разбирая мир на части. Обычная практика начальной школы - “идти через” процедуры: большая часть времени тратится на кинестетическое обучение учеников.
УЧЕНИКИ СРЕДНИХ КЛАССОВ
Между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Ученики, не адаптировавшиеся к такому переходу, выпадают из “школьного конвейера”.
УЧЕНИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ
По мере продвижения к старшим классам стиль школьного конвейера снова меняется и определяется преимущественно как визуальный. Содержание становится более абстрактным, символическим, графическим. Неспособные перестроиться на визуальную форму обучения ученики выпадают из конвейера.
В обычном классе, из 20-ти учеников, 4-6 учащихся, так называемые “трансляторы” - это преимущественно, или визуалы (В), или аудиалы (А), или кинестетики (К).
Предпочитая одну модальность, они очень слабы в других.
Любая информация, идущая через их нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность памяти, понимания. Когда информация совпадает с их ведущей репрезентативной системой, они справляются прекрасно и хорошо запоминают эту часть урока. Когда учитель переключается с ведущей модальности “транслятора” на другую, ученик вынужден транслировать информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего при повторении и на контрольных работах.
Уже с четвертого класса способность “видеть слова глазами мозга” - основной ключ к академическому успеху.
РАЗВИТИЕ МИНИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЕНСОРНЫХ КАНАЛОВ ПОМОЖЕТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ СТАТЬ НЕЗАВИСИМЫМ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА ЛЮБОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Обучение на тренинге развивает многосенсорное восприятие информации. И ваш ребенок будет независим от индивидуального подхода любого преподавателя – как в школе, так и в институте. Кроме того, многосенсорное обучение подкрепляет запоминание, ибо, чем больше информационных каналов, тем лучше живая память.
УЗ «Стародорожская ЦРБ»
Кабинет психолога
тел. 8(029) 3696348
Психолог
УЗ «Стародорожская ЦРБ» А.И. Ананич