Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

Кризис семи лет - это период рождения социального «Я» ребенка. Он открывает для себя значения новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высокооцениваемой взрослыми учебной работы.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА СЕМИ ЛЕТ

- переоценка ценностей. Старые интересы, игровые мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые - учебные;
- осознание своих переживаний, смена ситуативных, мимолетных эмоций и чувств, не оставляющих заметного следа в памяти, на устойчивые аффективные комплексы, влияющие на становление личности ребенка. Возникает обобщение переживаний, логика чувств;
- появление самооценки и самолюбия. В семейной атмосфере захваливания и восхищения вырастают дети с непомерно высокой самооценкой. В обстановке недовольства и высокой требовательности - дети с заниженными представлениями о себе и высоким уровнем тревожности;
- признание ребенком принадлежности к соответствующему полу благодаря процессу отождествления себя с родителем одного с ним пола - половая идентификация. Мальчик, отождествляя себя с отцом, считает себя агрессивным и властным в своем подходе к жизни. Девочка, подражая матери, стремится стать приятной, привлекательной и выработать недирективные подходы к жизни;
- структурность восприятия: мир уже не состоит из отдельных фрагментов, он представляет собой единый образ, внутри которого существуют различные части;
- утрата детской наивности и непосредственности. Между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент, формируется смысловая основа поступка;
- возникновение внутренней жизни ребенка, дифференциация внешней и внутренней жизней.
Кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни обычно становится: кривляние, паясничанье, клоунада, манерность, нарочитость, нелепость поведения, склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам. Эти негативные особенности начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

 

Невнимание к ребенку во время кризиса 6–7 лет может привести к риску заболевания неврозом.

 

Психолог
УЗ «Стародорожская ЦРБ»                         А.И. Ананич

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ