Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКА

Взаимоотношения в семье

Юношеские проблемы и проблемы полового созревания не одно и тоже, хотя и проявляются они в одно и то же время. Проблемы полового созревания связаны с физиологическими функциями организма: первыми месячными, первыми семяизвержениями. А юношеские проблемы возникают на эмоциональном уровне, то есть скорее связаны с психикой, чем с физиологией. Юность  - это достаточно длительный период, который может затянуться на долгие годы, иногда на восемь – десять лет. Начинается он с момента полового созревания и продолжается до тех пор, пока юноша или девушка, закончив школу или другое учебное заведение, приступают к профессиональной деятельности. Иными словами – становятся независимыми, вступают во взрослую жизнь. Во время этого важнейшего жизненного этапа формируется характер человека. У подростка постепенно меняется поведение, образ мыслей и отношение к окружающему миру. До этого времени он был ребенком, подчиняющимся учителям и родителям. Он мог быть послушным или непослушным, спокойным и озорным, но в основном его поведение в большей степени зависело от настроения.

Подросток соглашался с мнением взрослых, не подвергая его критике. А если и не соглашался, то вряд ли мог объяснить даже самому себе: почему? взрослые в таких случаях говорят, что в ребенке сидит дух противоречия. Взаимоотношения осуществлялись по одной схеме: родители и учителя дают наставления детям. Подросток только получал указания так как не имел опыта и достаточной самостоятельности. Но с приходом юности эти привычные схемы ломаются. Молодые люди начинают подвергать сомнению абсолютно все! И теперь они уже могут объяснить, почему именно их не устраивает тот или иной взгляд взрослых на какую-то проблему. Они критикуют взрослых, иногда противореча самим себе. Неизбежно возникают конфликты. Юношеские проблемы – это адаптация подростка к новой, незнакомой, взрослой жизни.
И здесь все против него!  Даже собственный организм, который в это же время проходит сложный процесс трансформации.

Борясь за независимость, подросток стремится к самоутверждению заведомо неконструктивным способом – оппозиционным. Оппозиция проявляется прежде всего к семейному окружению. Утверждая свою независимость, девушка или юноша занимают позицию постоянного несогласия с мнением родителей. Они не признают советов по выбору друзей, книг, развлечений, политических пристрастий. Они спорят с родителями, выбирая место проведения каникул, отказываются от семейных прогулок, отстаивают свое право приходить домой поздно или вообще уходить на ночь. В целом, молодые люди на крутом повороте жизни ведут бой по двум направлениям: независимости от родителей и самостоятельности выбора. Они пытаются сразу перебраться из детских пеленок, которые стали им малы, во взрослую одежду, которая пока им велика. И пытаются установить принципиально новые взаимоотношения не только со взрослыми, но и со сверстниками. И не хотят учиться на чужих ошибках, считая чужой жизненный опыт (как правило, опыт родителей) заведомо не приемлемым. Именно такое поведение называется кризисом юношеской оригинальности. Единственный конструктивный способ решения юношеских проблем – диалог – становится невозможен из-за отдаления подростков из семьи. О каком взаимопонимании может идти речь, если разговор подростка с родителями в данном случае больше всего напоминает разговор глухого со слепым!

К сожалению родители, далеко не всегда понимают своего ребенка.  Многие родители не могут понять, почему их милый и послушный ребенок вдруг стал раздражительным и высокомерным. И страдают от отсутствия в семье не меньше, а подчас и больше своего ребенка.  Парадокс этого положения заключается в том, что и дети, и родители в этот трудный для них период времени на самом деле продолжают любить друг друга, хотя порой ведут себя, как враги. В глубине души подросток готов согласиться со своими родителями, но не может открыто признать себя побежденным в борьбе за свободу. Точно так же в глубине родители понимают своего ребенка и уважают его права, но не могут сдать позиции из страха потерять контроль над ситуацией. Ведь им еще тоже нужно привыкнуть к тому, что в схеме «ребенок-родители», где ребенок подчиняется родителям, произошли изменения, и пора поставить знак равенства в новой схеме: «взрослый-взрослые».

В идеале, родители должны стать друзьями своему повзрослевшему ребенку. Не вмешиваться в его личную жизнь, но помогать, если возникнет необходимость, выпутываться из сложных ситуаций. Идеальные родители не требуют отчета за карманные деньги, не лезут с советами, какую одежду носить, какие фильмы смотреть. А еще они не критикуют друзей своего чада и не пытаются охладить его страсть к приключениям. Но в идеале и подростки должны вести себя несколько иначе! Они стараются понять своих «старомодных предков» и постепенно, плавно, а не скачком освобождаются от контроля родителей над всеми сферами жизни: начиная от учебы и кончая свиданиями.

Вмешательство родителей, иногда неловкое, в личную жизнь своего ребенка происходит чаще всего от избытка любви к своему чаду. А вовсе не из желания испортить ребенку жизнь. Подросток должен это понимать и не стремиться к полному разрыву с родителями. Единственная возможность достичь взаимопонимания в семье – это выстроить отношения родителей и детей по принципам демократии, когда ни одна из сторон не старается навязать свое мнение и с уважением относится к позиции «противника».

Родители не хотят, чтобы их дети попали в дурную компанию, занимались чем-то предосудительным, приобрели бы дурные привычки под влиянием «нехороших» друзей. И зачастую ищут виновных среди окружения ребенка. Если ребенок плохо учится – виноваты учителя, которые не смогли объяснить. Если ребенок плохо себя ведет – виноваты друзья-хулиганы. Конечно, гораздо легче найти козла отпущения на стороне, чем признаться в собственных промахах и честно сказать: «Мы неправильно воспитали своего ребенка. Мы сами виноваты».

Но с другой стороны, нет ничего плохого в том, чтобы прислушаться к советам родителям. Ведь они со своим жизненным опытом гораздо лучше разбираются в людях. И то, что подросток разглядит в своих друзьях не сразу, а только набив себе уйму шишек, родители увидят с первого взгляда.

Психологическая уязвимость подростка
Подростки, ставшие в оппозицию по отношению к родителям, находят себе примеры подражания вне дома. Не всегда, кстати, положительные. К этому приему ребенок прибегает с первых лет жизни. Поначалу их играет, подражая доктору, продавцу, учителю или сказочным героям. В своих играх ребенок имитирует поведение, жесту, манеру разговора.

В подростковом возрасте на смену играм приходит прямое подражание идеалу. Но это только в том случае, если подросток перестает воспринимать собственных родителей задуматься – так ли уж хорош их пример. Это, кстати, повод для родителей задуматься – так ли уж хорош их пример, если собственный ребенок не хочет повторить их жизненный путь, а выбирает себе другие модели для подражания:

- компанию
У некоторых подростков в этот период жизни появляется потребность примкнуть к какой-то группе.

Там, среди единомышленников (настоящих или кажущихся), подростки быстрее находят способ реализовать свои устремления. Молодые люди знакомятся с новой системой отношений, новым образом мыслей, даже новым языком (сленгом, жаргоном). Этот новый мир сильно отличается от мира семьи и именно своей непохожестью притягивает подростка. В этом случае, объектом для подражания становится лидер группы.

- старшего друга
Не все подростки стремятся обзавестись своей компанией или примкнуть к какой-то группе. Некоторые «обзаводятся» близким, самым верным, самым умным старшим другом или подругой. Старшим, в данном случае, не по возрасту, а по богатству жизненного опыта. С этим доверенным лицом подросток может часами говорить по телефону, делясь своими мыслями, желаниями, чувствами и тревогами. Пытаясь дотянуться до кумира, подросток начинает копировать его манеру говорить и одеваться, заимствует привычки и даже странности. То есть во всем старается походить на своего лучшего друга.

- звезд
Существуют гораздо более притягательные, но более далекие, почти недосягаемые, модели для подражания: рок-музыканты, спортивные чемпионы, кино-звезды, герои и героини романов и телесериалов.

Очень большую опасность представляют различные секты. Вовлечение в любую секту происходит всегда по одной и той же схеме: сначала обольщение, потом манипулирование. Подростку, который чувствует себя одиноким и непонятым, секта предлагает иллюзию семьи. Там юношу и девушку по началу окружают заботой. Члены секты относятся к ним с симпатией и состраданием. Затем подросток начинает постепенно чувствовать себя членом этой дружной семьи, у него появляются обязанности. Подросток не сразу понимает, что чуждая идеология секты, ее строгая дисциплина, жесткий контроль и четко выстроенные иерархические отношения внутри сообщества разрушают его индивидуальность, ограничивают его самостоятельность как личности, доводя в конце концов до роли пешки. Вот здесь и начинается фаза манипулирования сознанием подростка. Просьбы заменяются требованиями, права – обязанностями. Вырваться из паутины секты, как правило, очень тяжело. Тем более, что зачастую у подростков, прошедших обработку (а иначе это никак не назовешь) в секте, начинаются психические отклонения.

Часто подростки тянуться к разным вещам, вызывающих наркотическую зависимость: алкоголь, табак, конопля. А также к химическим веществам, вызывающих галлюцинации. Кажется, что наркотики облегчают контакты с окружающим миром. Застенчивые подростки ищут в наркотиках магическое средство, которое помогло бы им преодолеть все трудности данного периода жизни. Иногда употребление наркотиков становится своеобразным пропуском в компанию. Но чаще всего подросток встречается с наркотическими и токсическим и веществами по дороге к сексу. Существует расхожее мнение, что наркотики и алкоголь улучшают потенцию, способствуют получению максимального наслаждения. А в случае первого полового контакта избавляют от страха, облегчают вступление во взрослую жизнь. Так ли это? Рассмотрим механизм действия алкоголя на организм человека. Попадая в кровь, алкоголь способствует резкому расширению сосудов, в том числе и сосудов головного мозга. Кровь приливает к мозгу, возбуждая нервные центры. Отсюда резкое повышение настроения, беспричинная веселость и потеря контроля над собой. Но эта фаза возбуждения очень коротка. За ней наступает такое же резкое и продолжительное торможение. А теперь рассмотрим механизм сексуального удовлетворения. Что нужно для получения максимального удовольствия? Продолжительное возбуждение достигает своего пика в оргазме, затем наступает общее расслабление. Следовательно, принимать алкоголь перед сексом все равно, что сесть за руль машины, желая прокатиться с ветерком, и изо всей силы при этом давить на тормоз. Далеко ли вы уедете?

Алкоголь – яд для любой живой клетки, начиная с простейших комочков протоплазмы и кончая высокоорганизованными клетками головного мозга. Попадая в организм и быстро сгорая, алкоголь отнимает у клеток воду и кислород. Клетки сморщиваются. При частом употреблении алкоголя пострадавшие клетки просто умирают. Чаще всего от алкоголя страдают клетки головного мозга и половые. Но еще большая беда для организма – наркотики. От алкогольной зависимости избавиться трудно. От наркотической – практически невозможно! А разрушительное действие наркотиков на организм гибельнее алкоголя во много раз. Достаточно, наверное, сказать одно: в среднем жизнь наркомана длится всего лишь семь лет ото первого приема наркотика до мучительной смерти. И эти семь лет отнюдь не наполнены радостью, счастьем, активной жизнью. С точки зрения психологии происходит полная деградация личности. В сексуальном плане это половое бессилие, снижение детородной функции.

Подростки, употребляющие наркотики и алкоголь, выделяются среди своих сверстников раздражительностью, заторможенностью умственного развития. быстрой утомляемостью и абсолютной неспособностью к полноценной сексуальной жизни. Рассказы о любовных подвигах алкоголиков и наркоманов – миф, бред больного воображения.

Некоторые подростки болезненно воспринимают переход из детства в трудный мир взрослых. Семейные проблемы, трудности в учебе, неудовлетворенность собственной внешностью порождают у подростка комплекс неполноценности и способны вызвать депрессию. В конце концов ситуация достигает критической точки, когда подросток не в состоянии решить свои проблемы. И вот тут достаточно одного толчка: банальной ссоры с родителями, разрыва с любимой девушкой или любимым парнем. Самоубийство – самый легкий способ избежать реальности. Но большинство подростков, решивших расстаться с жизнью на самом деле преследуют другую цель – насмерть перепугать обидчиков: учителей, родителей, возлюбленных. Подросток уверен, что его спасут. И что неразрешимые проблемы после этого решаться сами собой. В этом-то заключается главная, роковая ошибка! Как правило, проблем становится только больше.


Психолог
УЗ «Стародорожская ЦРБ»                           А.И. Ананич

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ