Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

НАДО ЛИ БОЯТЬСЯ ДЕТСКОГО ПСИХИАТРА И ПСИХОТЕРАПЕВТА?

Очень часто после окончания консультации у детского психиатра можно наблюдать такую ситуацию: мама ребенка вздыхает с облегчением и говорит примерно следующее: «Как хорошо, что я все-таки решилась прийти на консультацию! Я чувствую такое облегчение! Сейчас я понимаю, что ничего ужасного с моим ребенком не происходит, и представляю, чем и как я могу ему помочь». На вопрос о том, чего же она боялась, мама обычно взволнованно рассказывает, что она не понимала, почему так сильно изменилось поведение ребенка, почему появились жалобы со стороны воспитателей детского сада или учителей, почему появились какие-то болезненные симптомы… Это вызывало сильную тревогу, но обратиться к психиатру она боялась, потому что она когда-то слышала от окружающих, что визит к психиатру заканчивается обязательной «постановкой на учет», что об этом сообщают в школу и что на всю жизнь ребенок остается с «клеймом»!

ПОЧЕМУ ЖЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО МЫ ЖИВЕМ В ХХI ВЕКЕ, РОДИТЕЛИ БОЯТСЯ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ ОБРАТИТЬСЯ  К ПСИХИАТРУ?

Есть несколько причин, лежащих в основе этой проблемы. Если у человека обнаруживается психическое расстройство – это всегда тяжелое испытание для человека и его близких. Не зря в прошлом психические болезни назывались душевными: люди ощущали, что при этом страдает одна из важнейших составляющих человека.  Нарушения в этой сфере часто воспринимаются как более страшные, чем болезни тела. Другие жизненные испытания воспринимались не так трагически, как это.

«Не дай мне бог сойти с ума!
Нет, лучше посох и сума!..
(А.С. Пушкин)

Когда человек сталкивается с какой-то страшной правдой, ему требуется время, чтобы «переварить» эту информацию, понять, как ему жить дальше. Иногда, придя на консультацию к психиатру и услышав от него предположения о возможном психическом заболевании, человек оказывается не готовым к этому. Помните, в древние времена правители могли казнить гонца,  принесшего дурную весть… психиатр иногда оказывается таким «гонцом», и тогда боль и страх родителя оборачиваются против психиатра. Как правило, через некоторое время это проходит и врач становится союзником родителей в борьбе за здоровье ребенка. Эта ситуация похожа на страх перед стоматологом: он может сделать очень больно при лечении зубов, поэтому иногда с визитом к стоматологу тянут до тех пор, пока боль не становится нестерпимой.

Второй причиной страха является тот исторический факт, что в Советском Союзе психиатрическая система использовалась как один из карающих факторов в борьбе с инакомыслием. У людей остались воспоминания о том, что  психиатрический диагноз – один из способов несправедливого наказания, унижения человека, и, если такой диагноз ставился, трудно было потом доказать, что «ты не верблюд».
К счастью, времена меняются, а с ними изменились и законы, регламентирующие отношения психиатрической системы и пациентов.

Основная цель этой памятки – довести до родителей следующие практические знания

В настоящее время психиатрическая детско-подростковая служба в РБ представлена следующими специалистами: психиатрами (иногда их еще называют психоневрологами), медицинскими психологами и психотерапевтами.

Психиатры и психотерапевты – это врачи. Они обследуют пациентов, устанавливают диагноз, назначают лечение и проводят его. Медицинские психологи не имеют врачебного диплома, поэтому они не устанавливают диагноз, но они владеют специальными тонкими методами диагностики, которые позволяют уточнить какие-то важные особенности психического состояния. Кроме того, психологи и психотерапевты занимаются специальными видами лечения, которые не связаны с использованием лекарств и физпроцедур. Это психотерапевтические и психокоррекционные методы, в них используется воздействие словом, личностью специалиста, игрой, рисованием и многими другими способами.

Очень часто родителей, чей ребенок нуждается в проведении психотерапии, волнует вопрос о тех методах, которые будет использовать психотерапевт: не будет ли нанесен вред психике ребенка, ведь он уже и так имеет проблемы? Так уж сложилось, что люди, не связанные профессионально с медициной и психологией, чаще всего не знают никаких других способов психотерапевтического воздействия, кроме гипноза.
Поэтому особенно часто родители задают вопрос о применении гипноза, считая его опасным методом, особенно для детей. Возможно, такое отношение к гипнозу связано с бессознательным страхом оказаться в ситуации, когда человеку навязывается чужая воля и он становится игрушкой в чьих-то руках. Страх этот усиливают и появляющиеся время от времени в средствах массовой информации истории о преступлениях, совершаемых с применением гипноза во время каких-то представлений, когда человека выставляют в смешном или нелепом виде.

Что тут можно сказать? В нашей жизни существует очень много вещей и явлений, которые в зависимости от того, где, когда и кто их использует, могут быть полезными или вредными. Например, электричество: мы уже не представляем без него своей жизни, но все знают, что неосторожное обращение с электричеством может быть опасным. Многие лекарства, которые спасают жизнь людям, при неосторожном обращении могут причинить вред и т.д.

Гипноз – это сильнодействующее средство, которое имеет определенные показания для применения и может использоваться только врачами и психологами, прошедшими специальную подготовку.

В детской практике гипноз, в традиционном его виде используется не часто, обычно у детей после 5-6 лет. Сейчас в детской практике гипноз в классическом его варианте используется редко, в этом нет необходимости. Дело в том, что в последние десятилетия появились современные способы воздействия, которые сохраняют все достоинства гипноза и даже могут быть более эффективными, не лишая при этом человека контроля над ситуацией («гипноз без гипноза» или «новый гипноз»). В таких случаях врач, стимулируя какое-то приятное воспоминание ребенка или рассказывая какую-то занятную историю, осуществляет гармонизацию бессознательных процессов ребенка и избавляет его от болезненных симптомов.

Психотерапевты и психологи в работе с детьми используют современные методы воздействия, которые отличаются высокой эффективностью и безопасностью. Это и игровые методики, и специальные лечебные сказки, и истории, которые рассказываются врачом или сочиняются самим ребенком с помощью врача, и методы так называемой арт-терапии (лечение искусством), и методы, использующие воображение.

Часто родители недоумевают, почему на лечебном сеансе врач или психолог играет с ребенком в игрушки или просит ребенка что-то нарисовать.

Дело в том, что психика ребенка организована несколько иначе, чем у взрослого человека. Ребенок – это не маленький взрослый, а действительно качественно иное существо, и поэтому ему часто не подходит то, что подходит взрослому.

Все вы знаете, как трудно бывает понять, что происходит с ребенком, что его расстроило или испугало, что у него болит. Это происходит потому, что у ребенка недостаточно развиты некоторые отделы мозга, речь не играет в жизни ребенка такого большого значения, как в жизни взрослого. Ребенок не осознает многих своих чувств; часто не понимает, что с ним происходит и не может выразить это словами.  Но у детей, как и у взрослых, есть такая особенность – свои чувства и проблемы они проявляют в своем поведении и в своей деятельности, т.е. ребенок проявляет свое актуальное состояние в игре и в рисунках.

Поэтому наблюдение за игрой ребенка помогает специалисту не только понять причину нарушений, но и скорректировать их.
Например, девочка 4-х лет стала отказываться от посещения детского сада, в который раньше ходила с удовольствием. Попытки отводить ее туда привели к нарушениям сна, аппетита, капризам. Девочка ничего не могла объяснить, и у воспитателей детсада тоже не было объяснений. Только играя с девочкой в детский сад,  удалось понять причину невроза: в детском саду проводились мероприятия по уничтожению тараканов, которые активно обсуждались сотрудниками садика, и при детях упоминались случаи, когда тараканы забирались к детям в постель.

Психотерапевтические занятия быстро помогли ребенку разобраться в ситуации и избавиться от страхов.

Занятия с детьми могут проводиться в группах индивидуально, что определяется возрастом ребенка и характером его проблем.
Хотелось бы еще подчеркнуть, что терапевтические занятия оказались очень эффективны при лечении у детей так называемых психосоматических заболеваний, которые возникают при чрезмерном хроническом стрессе у детей. Это -  хронический гастрит, дискинезия желчевыводящих путей, вегетососудистая дистония, некоторые виды бронхиальной астмы, аллергии, некоторые заболевания кожи и многие другие заболевания.
При появлении у вашего ребенка психологических проблем, невротических симптомов и проявлении хронического стресса, не откладывайте визит к психотерапевту или психологу. На ранних этапах проявления болезненных симптомов справиться с ними будет проще и это предупредит развитие стойких невротических изменений личности ребенка.

Если у родителя возникают сомнения в компетентности специалиста, несогласие с его мнением, он имеет право обратиться к другому специалисту того же профиля, получить консультацию заведующего отделением, сотрудника кафедры, обратиться за помощью к главному врачу.

По новому законодательству родитель имеет право обратиться к специалисту анонимно. В этом случае медицинская карта оформляется на вымышленную фамилию, лечение в этом случае так же проводится в полном объеме. (Это не касается случаев, когда необходимо решать социальные вопросы: такие как оформление инвалидности и т.п.).

До достижения ребенком 14 лет он может быть обследован психиатром только с согласия родителей или лиц, их замещающих. Воспитатели, учителя могут предложить учителю обратиться к психиатру, но не имеют право самостоятельно приводить их на консультацию. После 14 лет ребенок сам имеет право самостоятельно обратиться к специалисту, не ставя в известность родителей.

Даже в случае тяжелого психического заболевания ребенка родитель имеет право отказаться от учета и может наблюдаться консультативно по мере необходимости.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что тяжелые психические расстройства у детей и подростков, к счастью, встречаются не так уж часто. Гораздо чаще в основе проблем, которые беспокоят родителей и учителей, лежат особенности и трудности определенных возрастных периодов детей и подростков, непонимание родителями некоторых закономерностей развития ребенка, конфликтные ситуации в детском коллективе, воспитательская неграмотность родителей и т.п. Такие проблемы, как правило, быстро решаются и не требуют длительного лечения.
Именно потому, что эти случаи составляют большинство, наши специалисты часто слышат от родителей такие слова: «Жалко я не знал раньше, что такая служба существует. Теперь, после работы с вами я понимаю своего ребенка гораздо лучше и как родитель чувствую себя гораздо увереннее». В Минске имеется специальный круглосуточный телефон экстренной психологической помощи:


Телефон доверия для детей и подростков
315 00 00


Позвонив по нему, дети, подростки, а так же их родители могут получить консультацию по волнующему их вопросу или справочную информацию об учреждениях, оказывающих психологическую помощь детям и подросткам.

Врач-психотерапевт
УЗ «ГКДПНД»                                    О.С. Гладкевич

 

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ