Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

 

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Младенческий возраст (от рождения до 1 года) – период, характеризующийся высоким темпом развития и особой важностью для становления ребенка.

В этот период центральная нервная система делает «феноменальный» рывок – к семи месяцам масса мозга удваивается, а к полутора годам – утраивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторится. На протяжении первого года жизни ребенок овладевает более значимыми навыками и умениями, которые свойственны определенным возрастным периодам.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ 0 ДО 3 МЕСЯЦЕВ

При рождении младенец обладает целым рядом врожденных безусловных рефлексов, часть из которых исчезает, другие – закрепляются, а часть рефлексов становится основой для формирования других.

В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которой его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки. В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер.

Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 1-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С 3 ДО 6 МЕСЯЦЕВ

У ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину. Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками.

Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4-6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.

После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5-6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.

В 4,5-6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5-6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4-4,5 месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Отсутствие следующих двигательных навыков у ребенка в 6 месяцев:
1. не переворачивается со спины на живот;
2. не может, хотя бы кратковременно, опираться на кисти вытянутых рук в положении лежа на животе;
3. в положении на животе ребенок не может манипулировать игрушками (не может переносить вес тела на одну руку);
4. положение на животе является необычным (ребенок плохо поднимает и удерживает голову, руки находятся под грудью или, наоборот – широко разведены в стороны, а предплечья и кисти находятся в положении супинации, т.е. повернуты ладошками кверху);
5. большую часть времени держит кисти сжатыми в кулачок;
6. не может удерживать удобную для захвата игрушку одной или двумя руками, не может дотянуться ручками или игрушкой до рта;
7. не может поднять голени и бедра в положении лежа на спине;
8. не пытается присесть, когда его подтягивают за обе ручки.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ 6 – 12 МЕСЯЦЕВ

Двигательная активность малыша в этом периоде развивается гораздо быстрее, чем за все предыдущие месяцы жизни.

Ребенок 6-7 месяцев способен в течение долгого времени лежать на животе, опираясь как на две, так и на одну выпрямленную руку, при этом кисти рук расслаблены, и малыш может в положении лежа на животе свободно манипулировать игрушками или другими предметами. В положении лежа на животе туловище ребенка и его ноги образуют дугу, открытую кверху. Ребенок свободно переворачивается со спины на живот и с живота на спину.

К 7 месяцам почти все дети могут сидеть (посаженные взрослым) с ровной спиной, при этом ручки выведены вперед для опоры; сидеть без поддержки от одной до нескольких минут. позднее, в 8-9 месяцев, дети начинают поворачивать туловище в сторону, чтобы взять предмет, находящийся сбоку, в это же время появляются так называемые «боковые защитные реакции», когда ребенок, чтобы сохранить равновесие при повороте туловища в сторону и назад, выставляет сбоку руку для опоры.
С 7-8 месяцев ребенок может играть в «положении полулежа на боку» с опорой на одно предплечье, затем – опираясь на кисть выпрямленной руки.

Ползание также развивается поэтапно: сначала ребенок, лежа на животе, поворачивается по кругу(в 5,5-7,5 месяцев), затем начинает ползти на животе назад, потом на животе – вперед. Большинство малышей переходят к ползанию на четвереньках после последовательного освоения всех предыдущих этапов, но некоторые дети сразу начинают ползать на четвереньках, пропуская ползание на животе. Как правило, ползать на четвереньках дети могут с 8,5 до 9 месяцев. Отсутствие этапа ползания у некоторых детей не является вариантом нормы.

Следует искать объективные причины того, что ребенок не ползает к 9-10 месяцам (неврологические заболевания, рахит, отсутствие двигательного опыта у ребенка, гиперопека со стороны родителей.

К 8,5-9 месяцам большинство детей может самостоятельно сесть. Чаще всего дети сначала учатся садится с живота или четверенек. Если ребенок может самостоятельно принять позу сидя из этих положений, считается, что он самостоятельно садится. Самостоятельно садится из положения «лежа на спине» ребенок начинает в 9-11 месяцев.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО РЕБЕНКА НЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЬ САДИТЬСЯ, ПОДТЯГИВАЯ ЕГО ЗА ОБЕ РУЧКИ, ТАК КАК ДАННЫЙ СПОСОБ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФИЗИОЛОГИЧЫМ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ПОЗЫ СИДЯ

Когда взрослый учит садится малыша из положения «лежа на спине», он должен придерживать ребенка за одну руку, а вторую руку ребенка необходимо вывести в сторону для опоры.

В 7-8 месяцев ребенок стоит, с поддержкой за грудь, может сгибать и разгибать ноги (туловище слегка наклонено вперед).

К 8-9 месяцам все дети могут стоять, держась обеими руками за опору, при этом большая часть веса приходится на ноги, а руки ребенок использует для сохранения равновесия в положении стоя.

К 9-10 месяцам большинство детей встает у опоры из положения «сидя с опорой на стопы» (то есть со стульчика) и из положения «стоя на коленях», подтягиваясь обеими руками, через одно колено. В этом же возрасте многие дети, стоя у опоры, могут переносить вес тела с одной ноги на другую (то есть раскачиваются, переступают с ноги на ногу). Некоторые дети могут передвигаться вдоль опоры приставным шагом, часть малышей может уже наклоняться к полу в положении стоя, держась одной рукой за опору, а второй пытаясь поднять с пола упавший предмет.

К 12 месяцам малыши пытаются самостоятельно ходить, передвигаясь от одного объекта к другому.

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ

 Если к 9 месяцам ребенок:
- не может устойчиво сидеть без поддержки, в течение нескольких минут;
- не садится самостоятельно из положения лежа на животе или из четверенек или из положения лежа на спине;
- не ползает на животе или на четвереньках;
- не встает самостоятельно держась руками за опору из положения сидя на стульчике, из положения стоя на коленях;
- не может стоять, держась обеими руками за опору, или пытаясь стоять, но вес тела большей частью переносит на руки, грудь, живот («висит» на опоре руками, грудью, животом);
- стоит у опоры, держась обеими руками за нее, но не на полной стопе )опора на «цыпочки»);
- в различных статичных позах, а также при движении заметна асимметрия (например, переворачивается, садится только через один бочок, в положении сидя, стоя заметен перенос веса тела в одну сторону, движения правой и левой половины туловища и конечностей сильно отличаются по объему и качеству).

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Конечной целью развития мелкой моторики является произвольное координирование движения рук. Это развитие, как и хождение, начинается с рефлекторной фазы (хватательный рефлекс руки).
У новорожденного закрытая ладонь (большой палец загнут, а остальные согнуты) является обычным положением.

К концу первого месяца наблюдается переходная фаза, когда ладонь остается открытой более продолжительное время.

К концу третьего месяца ребенок способен двигать полуоткрытой ладонью в направлении находящегося перед ним предмета, может протянуть обе руки в направлении предмета, но движения не скоординированы по средней линии.

У 4 месячного малыша ладони преимущественно открыты. Он может подносить руки к лицу и рассматривать их как движущиеся предметы.

Сведения рук к средней линии отличается взаимным соприкосновением обеих рук. Полуоткрытые ладони легко вкладываются одна в другую. Ребенок способен держать игрушку в руке, подносить ко рту, изучать губами и языком. Рывковые движения в направлении предмета осуществляются преимущественно двумя руками. Это первая ступень развития зрительно-моторной координации.

Хватательный рефлекс руки затухает к концу 6-го месяца или проявляется как кратковременное сгибание пальцев.

В 6 месяцев ребенок способен захватывать игрушки в обе руки, может перекладывать игрушку из одной руки в другую, тянется к удаленному предмету, пытается схватить мелкие предметы (крошки) всеми пальцами. Малыш удерживает предметы в руке ладонью и сгибает пальцы вокруг предмета, при этом большой палец противопоставлен остальным.

К 6-7 месяцам ребенок вращает кистью с удерживаемой в ней игрушкой.

В 7-8 месяцев, если ребенок держит одновременно два предмета, то он попеременно их рассматривает, стучит ими друг о друга. В этом же возрасте появляется так называемый захват с помощью пальцев (предмет уже не находится внутри ладони). Большие предметы и игрушки ребенок захватывает и удерживает двумя руками.

В 8-9 месяцев у многих детей появляется «пинцетный» захват (захват мелких предметов двумя пальцами – большим и указательным), допустимо появление такого захвата и в более старшим возрасте – в 11-12 месяцев.

В 8-9 месяцев у большинства детей появляется игра в виде схватывания и выкидывания на пол всех рядом находящихся предметов и игрушек. Сначала ребенок не обращает внимание на место падения предметов, но со временем эта игра становится более разнообразной: ребенок хватает предмет, рассматривает его, стучит им о стол, кроватку, кидает этот предмет, прослеживает за тем, куда он упал, затем кричит, требуя, чтобы мама подняла и подала его малышу.

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ

Ребенок с самого рождения должен получать стимуляцию с помощью большого числа зрительных образов для того, чтобы его мозг мог нормально развиваться.

Новорожденный ребенок реагирует на свет, пытается повернуть голову к источнику света. К концу первой недели младенец способен фокусировать взгляд на лице матери.

К возрасту 2-3 месяца ребенок способен прослеживать за движущимися предметами, смотреть на свои руки и предметы, находящиеся в непосредственной близости.

К 6 месяцам ребенок способен различать мелкие детали предметов и мелкие предметы размером 0,5-1 мм.

Поля зрения увеличиваются ежемесячно на 10 градусов и к 6 месяцам с обеих сторон составляют по 50-60 градусов. К этому же возрасту ребенок должен прослеживать за предметом, медленно перемещаемым по горизонтали, по вертикали, по часовой стрелке и против часовой стрелки, причем прослеживание должно быть не прерывистым, а плавным.

К 6 месяцам ребенок рассматривает собственные руки, тянется  к интересующим предметам, захватывает недалеко расположенные предметы, наблюдает за падающими и откатывающимися игрушками, может фиксировать взгляд, пересекая среднюю линию тела. В этом возрасте ребенок способен узнавать не только близких людей, но также способен выделять любимую игрушку, бутылочку, другие окружающие предметы.

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ:

- отсутствие фиксации взгляда на лице взрослого, на ярком контрастном предмете;
- отсутствие прослеживающих движений глаз за медленно перемещаемым предметом;
- ребенок не протягивает ручки к яркому контрастному предмету, не захватывает игрушки, помещенные прямо перед ним.

К 9 месяцам большинство детей находит спрятанный на глазах под пленку или бумагу предмет, следит за движущимся предметом, пытается его схватить, подбирает мелкие предметы, находящиеся рядом. В этом возрасте многие дети, получая до этого определенный опыт, начинают понимать функциональное назначение предметов, похожих по форме  (например, увидев ложку – хватают ее за ручку и тянут к себе в рот, или, взяв мяч в руки, понимают, что его следует катать или бросать).

К 12 месяцам ребенок поворачивает голову, поднимает вверх глаза и опускает вниз в положении стоя, не теряя при этом чувства равновесия, хорошо захватывает движущиеся предметы, рассматривает рисунки и фотографии.

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ:

- не фиксирует взгляд на лице, игрушке;
- не прослеживает за движущимися предметами и не пытается их схватить;
- не пытается подбирать мелкие предметы (крошки, ниточки);
- попавшие в руки предметы, игрушки не рассматривает, но длительное время изучает другими способами (ощупывает, прикладывает к щеке, затягивает в рот, облизывает, грызет);
- часто и длительно трет глаза ручками, даже в периоды активного бодрствования;
- значительно лучше и долго играет в затемненном помещении со светящимися игрушками.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Новорожденный ребенок способен реагировать на резкие звуки: он пугается, вздрагивает, закрывает глаза, морщит лоб, кричит. К концу первого месяца жизни наблюдается реакция замирания: ребенок способен всматриваться в лицо говорящего, прислушиваясь к звучанию погремушки или звукам речи.

К возрасту 3 месяцев ребенок внимательно прислушивается к различным звукам, характер поведения изменяется при различной интонации или силе звука. Развивается поисковое движение источника звука. Ребенок учится отличать голос матери от других звуков.

К 6 месяцам ребенок уже может слышать не только высокочастотные звуки (свисток, телефонный звонок, пищалка), звуки разговорной речи, но и такие тихие звуки, как шепотная речь. Малыш в этом возрасте совершенствует свои умения локализовать звуки в пространстве, поворачивает голову в сторону источника звука, связывает слуховые и зрительные ощущения.

К 6 месяцам гуление малыша становится очень разнообразным, певучим, в нем появляется много новых звуков и интонаций, к гласным звукам добавляются некоторые согласные, то есть появляются звукосочетания, называемые лепетом. Слуховой аппарат сформирован и дальнейшее развитие ребенка идет путем накопления «словаря звуков», развития слуховой памяти.
После 6-ти месяцев для малыша крайне важным является общение со значимыми взрослыми, «разговор» с ними. Он не только гулит и лепечет, но и оживленно жестикулирует, включает в общение мимику.

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ:

- отсутствие или вялое или неактивное гуление, позднее появление гуления (после 4-5 месяцев);
- отсутствие поворота головы в сторону говорящего взрослого;
- отсутствие реакции на шепотную речь;
- отсутствие реакции на игрушку-пищалку;
- своеобразные голосовые реакции – немодулированные, однообразные, не интонированные звуки гуления.

В этом возрасте уже достаточно сложно разделить развитие слухового, зрительного восприятия от познавательного развития и развития моторики ребенка.

ВЫПАДЕНИЕ ХОТЯ БЫ ОДНОГО ЗВЕНА ИЗ СЛОЖНОЙ ЦЕПИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕИЗБЕЖНО ПОВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ НАРУШЕНИЯ ИЛИ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ В ДРУГИХ ОБЛАСТЯХ.

Лепет в возрасте 7-9 месяцев становится очень разнообразным, активным, у многих детей появляются двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (мама, баба, папа..), однако, следует отметить, что в большинстве случаев, эти «слова» не содержат в себе соответствующей смысловой нагрузки, а являются своеобразным лепетом-переходом к первым целенаправленным словам.

К 8-10 месяцам ребенок начинает понимать значение отдельных слов: откликается на свое имя, замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди», выполняет определенные действия по просьбе (дай, на, пока, ладушки).

Многие дети в возрасте 9-10 месяцев уже ориентируются на вопрос «где» и находят глазками и указывают ручкой на знакомый предмет, когда взрослый спрашивает его «Где твоя кроватка?».

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ:

К 9 месяцам:
- ребенок не реагирует на свое имя, не останавливается, когда его зовут;
- ребенок не поворачивает голову в сторону источника разговорной или шепотной громкости;
- отсутствует лепет, или лепет очень вялый, неактивный;
- ребенок не выполняет простых действий по просьбе мамы (дай, пока, иди ко мне и т.п.).

РАЗВИТИЕ РЕЧИ (ДОРЕЧЕВОЙ ПЕРИОД)

Первый год жизни – это подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребенка. Развитие речи тесно связано с освоением окружающего мира. Речевая активность ребенка проявляется на фоне совершенствования его зрительных и слуховых ориентировочных реакций, контактов со взрослыми и развитии двигательной активности.

Новорожденный младенец способен к активности с помощью крика, плача, мимических гримас и позы тела. Крик при неприятных ощущениях в любом положении тела, когда чувствует холод, голод, боль.

Новорожденный производит энергичные сосательные движения, при которых возникают звуки чмоканья. Сосательный рефлекс – одна из важнейших моторных предпосылок для последующего развития речи. Постепенно развивается эмоционально- выразительное поведение («комплекс оживления»). Ребенок способен произносить гортанные звуки, улыбаться, совершать активные движения руками и ногами.

В возрасте 3-х месяцев дети не способны воспринимать смысл слов, однако, на определенные интонации реагируют по-разному: например, веселый, ласковый, напевный тон вызывает улыбку. В этом же возрасте происходит качественное изменение крика, появляется гуление и смех.
В криках радости может выражаться общее хорошее самочувствие и радость по возможности собственного звукообразования. Они характеризуются короткими взрывными звуками с внезапным изменением тональности голоса.

В 4-5 месяцев у ребенка появляются напевные гласные звуки: «а-а-а», «у-у-у» переходящие в «ау-ау-ау», «вау-вау». В этот период интенсивно развивается гуление. Малыш произносит звуки, чтобы привлечь к себе внимание, установить контакт со взрослыми.

В 5-6 месяцев появляется лепет, дети способны произносить первые слоги: «ба-ба», «ва-ва», «ди-ди» и т.д.
Произнося различные звуковые цепочки, ребенок способен разделять четкими паузами, различной силой звука и высотой тона. Речь начинает выполнять элементарную функцию.

После 6-ти месяцев ребенок усваивает указательный жест и про произнесении взрослым звукосочетаний «га-га», «ав-ав», «ба-ба» и вопроса «Где?» - поворачивается в сторону предмета и указывает пальцем.

Так постепенно расширяется опыт понимания обращенной речи  и практического освоения предметов и окружающего пространства. В возрасте от 9 до 12 месяцев ребенок овладевает навыками речевого подражания, он пытается произносить за взрослыми новые слоги. Для обозначения знакомых ситуаций, предметов, ребенок использует один и тот же слог или другое звуковыражение. Эти первые «слова»  могут иметь широкий понятный спектр.

В этом же возрасте ребенок способен реагировать на запреты, выполнять простые действия по просьбе – это важный этап в развитии речи и мышления.

К концу первого года жизни активный словарь ребенка гораздо меньше, чем пассивный, но стремление к общению всеми доступными средствами играет важную роль в развитии речи.

Овладение речевыми навыками на первом году жизни зависит от многих факторов:
- состояние органа слуха;
- сформированности речевых зон в коре больших полушарий;
- развитие артикуляционного аппарата;
- эмоционального состояния ребенка;
- адекватного удовлетворения его потребности в движении и познаниях окружающего мира;
- от активности речевой среды.

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ:

3 месяца:
- не вздрагивает при внезапном звуке;
- не издает звуки;
- не реагирует на лицо и голос взрослого.

6 месяцев:
- не поворачивается на звук;
- не произносит звуки;
- не привлекает вас к общению.

9 месяцев:
- не протягивает к вам руки;
- не реагирует на свое имя;
- не повторяет звуки;
- не издает звуков, когда играет один.

12 месяцев:
- не указывает пальцем на предметы вокруг;
- не имитирует ваши жесты;
- не пользуется жестами сам;
- не понимает простую инструкцию;
- не реагирует на игры в прятки, ладушки;
- не предлагает вам игрушку, чтобы вы поиграли вместе.

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Социально-эмоциональное развитие ребенка охватывает два основных процесса, которые тесно связаны между собой:
- способность устанавливать различные контакты со взрослыми и сверстниками;
- постепенный переход ребенка от полной зависимости, требующей помощи взрослого, к личной самостоятельности.
Первые социальные проявления новорожденного ребенка связаны с физиологическими потребностями (еда, питье, температурный комфорт, движение, отсутствие болевых ощущений, удобное положение тела).

У ребенка возникает потребность в общении благодаря изначально эмоциональному общения взрослого с ним, физиологические эмоциональные реакции постепенно преобразуются в социально значимые (например, новорожденный ребенок успокаивается, когда его берут на руки, благодаря контакту с теплой кожей взрослого).

К концу первого месяца младенец способен на мгновение задерживать взгляд на человеческом лице, кратковременно прекращать движения не только конечностей, но рта и глаз.
К концу второго месяца ребенок способен следить за движущимся лицом, при этом на ласковый голос взрослого появляется первая положительная эмоция в виде улыбки.

К третьему месяцу жизни на различные приятные внешние воздействия у ребенка все чаще возникают компоненты разных положительных эмоциональных реакций, которые объединяются в «комплекс оживления», выражающийся в двигательном оживлении ребенка, сопровождающемся улыбкой, вокализациями. В этом возрасте улыбку у младенца может вызывать любой человек. Решающее значение имеет схема движущегося человеческого лица.
К концу 4-5 месяца у ребенка формируются представления о взаимосвязи между часто повторяющимися ситуациями, развиваются познавательные эмоции.

К 6-ти месяцам дети по-разному реагируют на знакомых и незнакомых людей. Ребенок способен воспринимать индивидуальные различия во внешнем виде и мимике и голосе. В этом возрасте можно выделить целую систему основных эмоций: радость, огорчение, различная реакция на  знакомых и незнакомых, обида.

К 12-ти месяцам все большее разнообразие приобретают социальные эмоции, возникшие в результате владения ребенком различных действий, а также меняется содержания общения со взрослыми – оно все больше ориентировано на совместные действия с различными предметами.

Ребенок постепенно вступает в целенаправленную «социальную игру», в которой пытается взять на себя инициативу. Его активность и любознательность, стремление к самостоятельности, влияют на формирование эмоций.

Психолог
УЗ «ГКДПНД»                                    О.В. Доронина

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ