Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Одинаковых детей не бывает, и все они учатся говорить и реагировать на речь окружающих разными способами и в разном темпе. Каждый ребенок уникален! Помните, что развитие ребенка происходит поэтапно и в определенном порядке. Если упущен какой-то один этап развития, то это влияет на следующий этап. К счастью, всегда существуют условия, с помощью которых ребенок может «наверстать» упущенное, но для этого необходимо наличие осведомленного и вызывающего доверие окружения. Описание: http://im1-tub-by.yandex.net/i?id=100474292-02-72&n=21
Маленькие дети (от 0 до 24 месяцев) учатся говорить, слушая голоса и звуки. Очень скоро они начинают сами издавать звуки, чтобы дать вам узнать, что они чувствуют или чего хотят.
Темп развития бывает разным. Некоторые начинают делать какие-то вещи в очень раннем возрасте, у других это занимает больше времени.
Самые маленькие дети (до 3-х месяцев):
- подают голос (гулят);
- поворачиваются в сторону новых звуков;
- вздрагивают от громкого шума;
- успокаиваются, когда вы говорите ласковым голосом;
- улыбаются вам;
- кричат при неприятных ощущениях.
К 6-ти месяцам большинство детей:
- следят за вашим лицом, когда вы говорите;
- плач носит более эмоциональный характер;
- издают звуки, чтобы привлечь внимание;
- издают ответные звуки, когда вы говорите;
- улыбаются вам и другим членам семьи.
Когда следует искать помощи?
- ребенок не реагирует на ваш голос или другие звуки;
- ребенок не улыбается и не издает звуков, когда не спит;
- не кричит при неприятных ощущениях.
Что вы можете сделать, чтобы помочь маленькому ребенку учиться говорить:
- больше говорите с ребенком во время купания, кормления, одевания;
- пойте песенки или рассказывайте короткие четверостишия;
- играйте в простые игры, например, в прятки («ку-ку»), эмоционально ласковым голосом, с улыбкой и смехом;
- показывайте яркие звучащие игрушки и обучайте игре с ними («Где игрушка?», «Куда исчезла?», «Откуда появилась?»);
- совершайте с ребенком экскурсии по дому, как можно раньше научите его показывать пальцем на тот предмет, который его заинтересовал, а сами называйте этот предмет.
Описание: http://im5-tub-by.yandex.net/i?id=382785692-24-72&n=21СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ!
РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ МЕДЛЕННО И ЧЕТКО, ВЫДЕЛЯЯ ГОЛОСОМ ТО СЛОВО, КОТОРОЕ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ОН ЗАПОМНИЛ.
К 12-ти месяцам большинство детей:
- узнают свое имя;
- понимают простые слова «пока», «дай», «нет» и другие;
- произносят одинаковые слоги –ма-ма, ба-ба, дя-дя, ля-ля, па-па  и другие;
- смеются и повторяют звуки за Вами, пытаясь подражать вашей артикуляции (вашим артикуляционным укладам);
- произносят осмысленные «детские слова», которыми называют одни и те же предметы.
Когда следует искать помощи:
- ребенок не машет ручкой, когда вы говорите «пока-пока» и машете ему;
- ребенок не пытается показать вам что-либо рукой или взглядом;
- ребенок не издает звуков и не лепечет;
- ребенка не интересуют другие люди или он их не воспринимает;
- ребенок не прислушивается к музыке.
К 15-ти месяцам большинство детей:
- издают ответные звуки;
- произносят 8-10 слов, но не четко;
- понимают «нет» и качают головой;
- протягивают руку и указывают на то, что хотят и при этом издают звуки или звукоподражание;
- понимают простые вопросы и указания;
- любят рифмы и пытаются вторить.
Описание: http://im3-tub-by.yandex.net/i?id=184481773-35-72&n=21Когда следует искать помощи:
- ребенок не пытается произносить слова, издавать звуки, жестами выражать свои желания;
- ребенок не поворачивает голову в сторону как тихих, так и громких звуков.

 

 

К 18-ти месяцам большинство детей:
- понимают слова и указывают на части тела (нос, ухо, глаза и т.д.);
- ищут игрушки и свои вещи («Где мяч, кукла, тапочки, шапочка и др.?»);
- произносят слова по подражанию за Вами с использованием различных жестов;
- употребляют адекватно слова «мама», «папа».
Когда следует искать помощи:
- ребенок не стал подражать вам жестами и звуками;
- ребенок начал пользоваться простыми словами, но остановился;
- ребенок не пытается говорить;
- ребенок не играет с игрушками, которые издают звуки и производят какие-либо действия;
- ребенок испытывает затруднения с пониманием вашей речи, когда не видит ваших губ.
К 21 месяцу большинство детей: Описание: http://im1-tub-by.yandex.net/i?id=51147050-40-72&n=21
- указывают на картинку в знакомой книжке; адекватно играют с машинкой, куклой и другими игрушками;
- произносят несколько десятков слов, пытаются складывать их во фразы, используя при этом жесты;
- выполняют указания, например: «сядь», «найди и принеси», «выпей сок».
Когда следует искать помощи:
- ребенок произносит всего несколько слов;
- ребенок не играет с игрушками;
- ребенок плохо понимает вашу речь, не выполняет простых поручений и указаний.
К 24 месяцам большинство детей:
- понимают больше, чем могут сказать;
- словарный запас пополняется очень быстро, складывают слова в предложения;
- охотно выполняют поручения.
Когда следует искать помощи:
- речь ребенка вам не понятна;
- количество слов ограничено, слова во фразу не складывает, пользуется исключительно жестами и звукоподражаниями;
- ваш ребенок не осознает происходящего, не интересуется другими людьми;
- не понимает значения слов «большой», «маленький».
Как вы можете помочь ребенку учиться в этом возрасте:
- говорите с ребенком простыми, понятными словами, четко и не спеша, используя простые предложения;
- смотрите на ребенка, когда он говорит с вами;
- хвалите ребенка за попытки разговаривать;
- включайте детскую музыку  и читайте сказки, стихи;
- говорите, куда пойдете гулять, что там увидите, а, вернувшись, повторите и спросите: что видел, где был?;
- расширяйте словарный запас ребенка новыми словами, но не перегружайте ребенка чересчур сложными словами и фразами;
- читая детские произведения, сопровождайте их действиями.
Описание: http://im4-tub-by.yandex.net/i?id=230618528-08-72&n=21СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ!
Часто книжный текст труден маленьким детям, и они лучше воспринимают пересказ. Все, что взрослым преподносится ребенку в речи, должно быть понятно и доступно. Главное в этот период – не переходить родителю на «язык» ребенка и в общении с малышом использовать «правильные» слова.

 

Как развиваются речевые навыки ребенка?
Между 2-мя  и 5-ю годами большинство детей учится очень многому. Их словарный запас растет быстрыми темпами. Они больше говорят и задают много вопросов. Им нравится слушать музыку, чтение и рассказы взрослых. Часто ребенок требует, чтобы ему перечитывали одну и ту же сказку много раз. Иногда дети настолько хорошо запоминают слова, что кажется, будто они, глядя в книгу, читают текст.
ВНИМАНИЕ! Не перегружайте ребенка чересчур сложными стихами и рассказами. В погоне за обогащением его речи не забывайте о том, что речевая информация должна быть соответствующей данному возрастному периоду ребенка. Не формируйте у ребенка нежелание говорить своими завышенными требованиями. К тому моменту, когда ваш ребенок готов идти в школу, он должен хорошо говорить и слушать. Изучение звуков готовит ребенка к чтению и письму на более позднем этапе.
В возрасте от 2-х до 3-х лет большинство детей: Описание: http://im6-tub-by.yandex.net/i?id=125357191-54-72&n=21
- выполняют простые указания;
- понимают значение предлогов «на», «в», «из», «под» и др. и выполняют с ними предложенные инструкции («положи мячик в коробку» и т.д.);
- формируют простые предложения из 3-4 слов;
- ведут разговоры с членами семьи и другими знакомыми людьми;
- любят слушать песенки, стихи, короткие рассказики;
- знают и показывают не только предметные картинки, но и действия;
- начинают усваивать грамматические категории слов и предложений, используют в речи названия предметов, животных, растений; глаголов, обозначающих действия и взаимоотношения (мыть, лечь, помочь, пожалеть); прилагательных, обозначающих величину, цвет, вкус (большой, маленький, короткий, синий, сладкий); наречий (близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно).

Когда следует искать помощи:
-по поведению ребенка видно, что его попытки говорить заканчиваются неудачей;
- вам трудно понимать, что говорит ваш ребенок;
- ребенок не соединяет более двух слов;
- ребенок плохо слушает.
Описание: http://im1-tub-by.yandex.net/i?id=440938220-33-72&n=21Как вы можете помочь ребенку учиться в этом возрасте:
- слушайте ребенка, когда он с вами говорит;
- кивайте головой или улыбайтесь, чтобы показать, что вы понимаете;
- отвечайте, когда ребенок задает вам вопрос;
- позволяйте ребенку играть с другими детьми.
В возрасте от 3-х до 4-х лет большинство детей:
- составляют предложения из 4-6 слов;
- дают указания «почини», «почитай»;
- задают множество вопросов;
- рассказывают вам о том, что они делали;
- разговаривают сами с собой и своими игрушками;
- рассказывают истории или поют песенки;
- могут сообщить о своем самочувствии.
Когда следует искать помощи:
- ребенок повторяет слова, но не похоже, чтобы он понимал их;
- ребенок заикается;
- другим людям трудно понимать, что говорит ваш ребенок;
- ваш ребенок использует слова необычным способом.
Как вы можете помочь ребенку учиться в этом возрасте:
- говорите о сходствах и различиях между разными предметами;
- помогайте ребенку рассказывать о своих чувствах и мыслях;
- пользуясь словами или звуками, которые представляют трудности для ребенка, показывайте движения вашего рта,  произносите звуки четко и ясно;
- читайте более длинные рассказы и будьте очень выразительны;
- читая, выясняйте, все ли понял ребенок, может ли пересказать;
- задавайте вопросы по тексту.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ! Описание: http://im4-tub-by.yandex.net/i?id=562272870-69-72&n=21
ВАЖНО ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ, ЧЕТКО ПРОИЗНОСЯ ВСЕ ЗВУКИ В СЛОВЕ, ЧТОБЫ ОН ИМЕЛ ВОЗМОЖНОСТЬ УСВОИТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СЛОВА.
Играйте в игры, развивающие внимание и память; развивайте мелкую моторику, т.к. ее развитие особенно тесно связано с процессом формирования речи маленького ребенка. Примерный перечень упражнений:
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину;
- рисовать гуашью пальцами;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать  и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
- двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а затем левой рукой;
- показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять;
- показать отдельно только один палец – большой;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- кистями рук делать «фонарики»;
- хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
-  собирать все пальцы в щепотку («пальчики собрались вместе – разбежались»);
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки;
- закручивать игрушки, гайки;
- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
- игры с вкладышами;
- складывание матрешек;
- игры с песком, водой;
Описание: http://im0-tub-by.yandex.net/i?id=431033254-63-72&n=21- мять руками поролоновые шарики, губку;
- рисовать, раскрашивать, штриховать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.);
- резать ножницами.
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ! Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Задания должны приносить ребенку радость и проходить в игровой форме. Применяйте ваши знания, умения везде, где бы вы не находились с ребенком: на улице, по дороге в детский сад, на кухне, в ванне, перед сном, в дороге. И помните, что ваше терпение, доброе и ласковое отношение к малышу помогут ему быстрее заговорить.
К 5-ти годам большинство детей:
- составляют полное грамматически оформленное предложение;
- умеют правильно произносить звуки;
- объясняют значение знакомых слов;
- составляют описательные предложения;
- могут объяснить решение простой задачи;
- различают звуки и буквы.
Когда следует искать помощи:
- ребенок не составляет полных предложений;
- ребенок не любит говорить с другими детьми;
- ребенок не выполняет сложных словесных инструкций.
Как вы можете помочь вашему ребенку:
- читайте ребенку, спрашивайте, о чем вы прочитали, помогайте составить рассказ по частям;
- учите произносить длинные слова;
- обучайте произносить звуки речи правильно. Описание: http://im5-tub-by.yandex.net/i?id=279379631-20-72&n=21

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА, ОТМЕЧАЙТЕ ЕГО УСПЕХИ!
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ! Ребенок, поступивший в школу с неправильным произношением звуков, часто не успевает по письменным предметам: пишет так же, как говорит.
Если вы обеспокоены речевым развитием вашего ребенка, которому не исполнилось пяти лет, не ждите! Обращайтесь к логопеду в детском саду.
Логопед поможет вам:
- оценить уровень речевого развития ребенка;
- определить состояние не только речевого развития ребенка, но и основных психических функций (восприятия, памяти, внимания, когнитивного развития);
- помочь разработать стратегию помощи;
- включить в логопедическую программу (индивидуально или в составе группы);
- проконсультировать и обучить вас доступным методам и приемам не только коррекции речи, но и развития других психических функций соответственно возрасту ребенка.

Описание: http://im6-tub-by.yandex.net/i?id=105574358-69-72&n=21

Психолог УЗ «Стародорожская ЦРБ»                      А.И. Ананич

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ