Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

Подпись: ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемом, а есть уместные и неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействия и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только большой духовной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь - не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

 

ПРАВИЛА ПООЩРЕНИЯ

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале всегда будет в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

- не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
- не хвалить больше двух раз за одно и то же;
- не хвалить из жалости;
- не хвалить из желания понравиться.
Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени  проявления.
Индивидуальные требования к норме похвалы. Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
- дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
- дети с обоснованным комплексом «сверхполноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
- самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, не сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы.

«Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, но не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
«Аванс». Эта похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
Можно выделить следующие типы похвалы авансом:
- утверждать, что ребенок делает  что-то лучше, независимо от реальности;
- одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
- не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
«Подъемная похвала». Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
«Косвенное одобрение».  Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатаций достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
«Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

НАКАЗАНИЕ

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются их использовать в своих целях.
Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия. Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Формы наказания:

- вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.
- лишение поощрений и привилегий;
- осуждение поведения.
Никогда нельзя использовать  как наказание физическую или умственную работу.
Правила наказания
1. Наказывая подумай: Зачем? Для чего?
2. Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3. Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Ни каких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая и мягкая.
4. За один раз можно наказывать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
5. Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6. «Наказан – значит прощен!», страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7. Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8. Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относится к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ЛИШЕНИЕМ ЛЮБВИ.

Психолог
УЗ «Стародорожская ЦРБ»                     А.И. Ананич

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ