Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Сегодня в продаже нет недостатка в игрушках для детей, в том числе и для детей первого года жизни. Но среди обилия игрушек важно выбрать именно те, которые соответствовали бы возрасту ребенка, были бы ему интересны и полезны, способствовали бы его развитию.

Каждая игрушка имеет свое функциональное назначение, с помощью игрушек мы развиваем речь ребенка, его психические и физические функции.

КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ МАЛЫШУ ПЕРВГОГО ГОДА ЖИЗНИ?

Это, конечно, погремушка – очень важная игрушка для развития у ребенка согласованных двигательных навыков, зрительных, тактильных и слуховых ощущений. При подборе погремушки позаботьтесь о том, чтобы ее размер соответствовал размеру ручки малыша. Игрушка должна быть яркой, а ее составные части - хорошо закреплены, чтобы они не попали в рот ребенку.

Игрушка на перекладине. Следует размещать над кроваткой, чтобы развлечь малыша и развить у него хватательные способности. Надо обращать внимание ребенка на каждую игрушку в связке, показывать, как она вращается.

Цветное одеяльце с рисунками идеально подходит для игр на развитие движений. Кроме смягчения движений, одеяло привлекает внимание ребенка, развивает сосредоточенность, пока малыш рассматривает рисунки.

Заводные игрушки. Их лучше включать периодически, так как частое использование снижает интерес малыша, а звуки могут даже раздражать.

Мягкие игрушки. При их покупке обязательно обратите внимание на качество игрушки. Дело в том, что плохие красители могут вызвать аллергию у малыша, шерсть попасть в рот и т.д.

Книжка-пищалка. Ребенок может нажать на лягушку и она запищит.

Ближе к году малышу обязательно понадобятся цветные кубики, пирамида, мечи.

Что еще можно использовать в качестве игрушек для вашего малыша? Конечно же предметы обихода! Это то, что есть в каждом доме. Например, для игры можно использовать:
- пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другую посуду;
- деревянные ложки любых размеров;
- маленькие алюминевые кастрюльки и крышки к ним;
- пустые пластмассовые бутылки;
- пластмассовые банки с крышкой;
- бумагу разного размера и фактуры;
- материю разной фактуры и цвета;
- маленькие коробки с крышками и без них;
- фольгу;
- любые «мячики» - от теннисного мяча до яблок, апельсинов, клубков шерсти и т.д.
Все вокруг незнакомо младенцам, они с восторгом обследуют любой предмет, который вы им даете. Неважно, для чего он предназначен, главное для ребенка – цвет, форма, осязательные ощущения.

ВНИМАНИЕ! Малыши, с чем бы они не играли, все пытаются тянуть в рот. Это один из способов познания свойств предметов для ребенка. Поэтому будьте бдительны, за игрой нужно следить, а игрушки регулярно осматривать.
Ребенок может научиться сам разбирать игрушку. Убедитесь, что ее содержимое он не проглотит или не засунет в нос.
Игрушки должны содержаться в чистоте и быть безопасными для детей.
Разумеется, их должно быть достаточно и самых разных. Но не нужно давать малышу слишком много игрушек за один раз. Это может поставить его в затруднительное положение: что же взять? Или вызывать пресыщение, нежелание играть вообще. Уберите часть игрушек, меняйте их периодически. На протяжении года малыш овладевает значительным числом действий и движений, учится ориентироваться в окружающем пространстве, знакомится со свойствами предметов, учится произносить слова, т.е. развивать свои физические и психические способности.

УЧИМ ВИДЕТЬ, УЧИМ СЛЫШАТЬ
Развивая двигательное сосредоточение, нужно подвесить над кроваткой ребенка игрушки на расстоянии 50-70 см от его груди. Он еще не достанет их рукой, еще к этому не готов, но зато не будет перенапрягать зрение.
На что подвесить игрушки? Лучше всего к изголовью кроватки прицепить специальную деревянную или металлическую стойку в виде буквы «Г».
Для развития слежения за перемещающимся предметом можно использовать яркую однотонную погремушку. И к двум месяцам ваш малыш научится следить за игрушкой даже тогда, когда вы будете изменять ее направление.
Пройдет еще немного времени, и малыш, где-то на 4-м месяце жизни, уже будет сам в состоянии отыскивать игрушку глазами, поворачиваться на источник звука.
Используйте для развития слухового сосредоточения разные колокольчики, погремушки, детский бубен. Но помните, что от громких звуков ребенок может плакать, пугаться их.

КАК РАЗВИВАТЬ РУЧКИ, КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ МАЛЫША?

Трехмесячному ребенку нужно уже обеспечить возможность дотянуться рукой до висящих над грудью игрушек. Сначала он будет случайно наталкиваться на них, потом ему удастся поймать игрушку. К 5-му месяцу малыш уже сможет достать, захватить и удержать висящую игрушку. Такие действия хорошо развивают координацию, моторику руки, глазомер. Побуждайте ребенка брать игрушки и другие предметы из ваших рук, при этом следите, чтобы захват был правильным. Ваш малыш быстро растет. Уже лежа на животе или на боку, он направляет руку к игрушке, берет ее, рассматривает.

АКТИВНОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТАМИ
С момента, когда ребенок научился брать игрушки, у него появляется желание совершать с ними действия. Учите и поощряйте малыша размахивать игрушкой, перекладывать из руки в руку, стучать, бросать и т.д.
У ребенка появляется потребность взять, достать то, что привлекает его внимание.

7-8 месячный малыш уже учится проявлять упорство в достижении своей цели, пытаясь достать то, что хочется.
И тут взрослым очень кстати усвоить правило: то, с чем может справиться малыш сам, не спешите делать за него.
Например, ребенку понравилось яркое, желтое колечко, и он всеми силами пытается дотянуться до него. Возможно, у него и получилось бы, но мама тут как тут, подает ему желанное кольцо. Но мы же хотим видеть своих детей упорными, целеустремленными. Так не будем мешать им учиться быть такими. К году рука малыша становится все более умелой, приноравливаясь к предмету. Мяч он будет брать растопыренными пальцами, веревочку – кончиками большого, среднего, указательного; чтобы удержать кубик – его пальцы будут расположены по граням кубика.

Теперь, когда ваш малыш так активно совершает действия с предметами, ему необходимо обеспечить поле деятельности.

Приготовьте большие коробки, чтобы выбрасывать оттуда игрушки, тряпочки, бумагу и другие всякие безопасные предметы, а потом учиться забрасывать все обратно. Пригодятся кастрюльки с крышками, разные коробочки и т.д. где-то должны открываться дверцы, которые малышу можно открывать, что-то оттуда доставать. Нужны кубики, пирамидки, мячики, игрушки, чтобы тянуть за веревочку, куклы, мягкие игрушки.

В процессе игры ребенок учится понимать речь, учится сам произносить слова. В развитии речи роль игрушек очень велика.

Ребенок растет, познает мир. Это прекрасно. Для того, чтобы он вырос здоровым, всесторонне развитым, добрым, будем учить его, воспитывать, играть с ним. И в этом нам помогут наши незаменимые помощники - игрушки.

ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-12 МЕСЯЦЕВ
1. Заводные механические игрушки.
2. Тряпичная (гибкая) кукла.
3. Книжки-картинки с плотными страницами, лучше моющимися.
4. Набор для игры с водой.
5. Фигурки животных (среднего размера).
6. Игрушки для жевания, кусания.
7. Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше – одноцветная).
8. Мягкая игрушка (такие игрушки могут быть и музыкальными).
9. Машинка среднего размера с веревочкой.
10. Металлофон.
11. Игрушечный телефон.
12. Куклы с подвижными частями тела: маленькая и средняя.
13. Кукла, надевающаяся на руку (лучше – с большим открывающимся ртом).
14. Корзинка, сумочка.
15. Набор пластмассовой посуды.
16. Коробочки с крышками.
17. Стульчик со столиком.
18. Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.п.).
19. Качели.
20. Ходунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).
21. Прыгунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом).

Психолог 
УЗ «Стародорожская ЦРБ»                           А.И. Ананич


БелМАПО          БГМУ          МОКЦ