Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

Детское воровство

БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ ХОТЯ БЫ РАЗ В ЖИЗНИ ЧТО-ТО КРАДУТ.

До 8 лет это свидетельствует, как правило, лишь о незрелости ребенка. Он не усвоил понятия собственности, не понимает, как это выглядит со стороны и чем ему это может грозить. В его представлении он просто берет то, что ему нравится и не видит в этом ничего плохого (в отличие от подростков, которые понимают, что поступают плохо).
Иногда кражи происходят потому, что деньги и ценности лежат на виду и становятся слишком большим искушением для ребенка.
Воровство может быть связано с недостаточным развитием волевой сферы: трудно сказать себе «нет», если чего-то очень хочется. Таким детям трудно справится с соблазном, даже если они испытывают стыд за свой поступок.
Многие дети начинают воровать, когда думают, что их не любят и они не кому не нужны. Они считают, что имеют право вредить окружающим, потому что о них никто не заботится.
Такая ситуация может возникнуть, когда ребенок чувствует свою приниженность, несостоятельность и дома, и в детском коллективе. Украденное идет на «покупку престижа» среди сверстников.
Дети могут красть у братьев и сестер из ревности.
Подростки могут совершать кражи ради острых ощущений или чтобы почувствовать себя «крутыми». На кражу ребенка может толкать неблагополучная компания.
Опасный симптом, если ребенок берет все, что «плохо лежит». Часто он не помнит, когда и у кого взял вещь, не может объяснить, для чего. Берет также то, что ему совсем не нужно, может тут же бросить или потерять украденное. Это может быть проявлением некоторых расстройств нервной системы и требует обращения к врачу-психиатру.
Дети могут считать, что не делают ничего плохого, так как родители могут сами подавать дурной пример, например, рассказывая, как они кого-нибудь обхитрили, обманули,  а ребенок берет этот способ поведения на «вооружение». Родители, узнав о воровстве, чаще всего приходят в ужас, в панике начинают думать, что их ребенок – настоящий вор и преступник и применяют самые серьезные меры: стыдят, наказывают, угрожают милицией, начинают рисовать ужасные перспективы их будущего. Но осуждение и наказание только ухудшают ситуацию, потому что касаются уже случившегося, а не направлены на устранение причин, ведущих к воровству.
Почти все дети в раннем возрасте время от времени берут чужие игрушки. Это нормально, но должно послужить хорошим поводом дать ребенку хороший урок. Пойдите вместе с ним и верните чужую вещь. Объясните ему, что значит «свое» и «чужое». Чтобы это было ему понятно, необходимо, чтобы были свои собственные вещи, которыми он имеет полное право распоряжаться по своему усмотрению (дарить, отдавать, ломать и даже выбрасывать). Только обладая правом на личную собственность, ребенок может научиться ценить чужую собственность.
Если ребенок копается в вашем кошельке, не делайте вид, что ничего не замечаете. Сделайте ему замечание, объясните, что это ваша вещь и брать ее можно только с вашего разрешения.


ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Давайте ребенку карманные деньги, интересуйтесь его материальными потребностями.
Держите деньги и ценности в недоступных местах.
Если у вас что-то пропало, фокусируйте внимание на возмещение пропажи, а не на поимке «преступника».
Можете сократить сумму карманных денег ребенка или не купить задуманную обновку.
Дайте ребенку шанс возместить украденное и сохранить достоинство. Скажите без осуждения: «Я не хочу вникать, кто взял эту вещь, просто это должно быть возвращено. Надеюсь, через час пропажа найдется».

Когда вы уверены, что ваш ребенок что-то украл, не допрашивайте: «Это ты украл? Как ты мог!».  Скажите просто: «Я знаю, это взял ты. Со мной такое было однажды в детстве. Мне было потом так стыдно и плохо! С тобой тоже сейчас так?». Продолжайте задавать вопросы о чувствах и отношениях к происходящему без осуждения в голосе.

Часто дети не знают и не задумываются о чувствах  других людей, поддавшись порыву.
Убедите ребенка вернуть украденное хозяину. Вместо наказания и осуждения выразите понимание, что будет стыдно и тяжело.
Найдите способ выразить свою любовь к ребенку. Важно, чтобы между детьми и родителями были доверие и уважение – только тогда вы будете для них авторитетом и сможете привить им представление о порядочности и честности.
Нельзя ругать при всех, «клеймить позором» ребенка, иначе единичный поступок может превратиться в суть личности – «раз взрослые говорят – значит, я действительно такой плохой». Дальше может развиться неверие в себе, озлобленность, убежденность в собственной испорченности.
Дети должны ощущать, что могут спасти свою репутацию и исправит ошибку, не теряя любви и уважения  родителей.
Они должны понять, что не стали плохими, а совершили плохой поступок.

 


Психолог УЗ «Стародорожская ЦРБ»                     А.И. Ананич

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ