Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

РЕБЕНОК И МИР ВОКРУГ НЕГО

 

   В ВАШЕЙ СЕМЬЕ РАСТЕТ МАЛЫШ. КАК ПОМОЧЬ ЕМУ ВЫРАСТИ, НАУЧИТЬСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, СДЕЛАТЬ ЕГО ЖИЗНЬ БОЛЕЕ УДОБНОЙ, ПОНЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ?


 

   Жизнь малыша начинается с вашего дома. Здесь он делает первые шаги, начинает говорить, приобретает первые навыки общения с другими людьми (родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, гости). Очень важно в семье создать благоприятные условия для формирования и развития наиболее успешного поведения ребенка. Это потребует усилий от родителей, более тщательной организации своего времени и собственного поведения, но очень поможет ребенку освоить жизненное пространство дома и за его пределами.
Начните с самого простого - с дома, где все знакомо и привычно, поэтому он является лучшим полигоном для изучения и освоения пространства. Сначала взрослые сами показывают ребенку роль каждого помещения, делают что-то вместе с ним. Постепенно ребенок привыкает связывать определенные действия с отведенными для этого участками пространства квартиры, сначала с помощью родителей, а потом самостоятельно. Постарайтесь закрепить за каждым помещением свою определенную функцию. Каждый угол квартиры может быть заполнен определенными предметами, которые придают ему понятное значение

ДЕТЯМ ЧАСТО МЕШАЕТ ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО:

  • отсутствие чувства пространства;
  • неумение ориентироваться в незнакомой обстановке;
  • невозможность представить себе то, что находится вне поля зрения;
  • отсутствие уверенности, что его действия правильные;
  • ощущение незащищенности;
  • боязнь наказаний.

МОЖНО НАРИСОВАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ РИСУНКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ МАЛЫШУ.

   В прихожей - одеваются перед выходом на улицу и раздеваются, когда приходят домой, меняя уличную одежду на домашнюю.

   В ванной комнате - умываются, моют руки, чистят зубы, причесываются, принимают душ, вытираются полотенцем. Здесь можно поиграть с водой и посидеть в ванной.
Важное место в квартире - это место, где ребенок спит. Здесь осуществляется ритуал подготовки ко сну, переодевание в пижаму, чтение любимых сказок, обсуждение того, что произошло за день, и составление плана следующего дня.
   В кухне - готовят пищу, едят. В ней ребенок может найти такие интересные для игр предметы, как чашки, ложки, тарелки, кастрюли и т.д. Таким образом, он может научиться обращаться с посудой, кухонной мебелью, бытовой техникой и т.д.
Важно отвести ребенку место для своих собственных занятий и игр. Здесь и ящик с игрушками, полки с играми и книгами, место для кассет или дисков с любимыми мультфильмами и музыкой, стол или парта, на которой удобно писать и рисовать, и часть стены, где можно повесить свои рисунки (очень важно для ребенка, что его творчество принимают окружающие,  и оно является важной частью его общения с людьми). Также здесь можно что-то менять, создавать, клеить и красить, и, что очень важно, — не бояться «развести грязь».
   Когда ребенок освоился с пространством квартиры, ему будет легче освоиться с пространством окружающего мира, включающим в себя двор, магазин, театр, садик, транспорт. Важно, чтобы процесс знакомства с окружающим пространством происходил в спокойной обстановке, чтобы он не вызывал беспокойства и тревоги, чтобы ребенок не воспринимал его как опасность.
   Необходимо предварительно рассказать ребенку, куда вы хотите отправиться, что вы там собираетесь делать, что интересного можно там увидеть и с чем познакомиться.
Помимо того, что ребенок получает информацию о предстоящей прогулке или поездке, родители объясняют, как себя нужно вести в том или ином месте. Это достаточно непросто - научиться правильно вести себя.
В магазине много людей, много всяких интересных предметов, игрушек, но, к сожалению, не все можно потрогать, взять без разрешения, и не все родители могут купить.
   В метро необходимо опускаться под землю - это страшно, а еще там душно, и поезд очень гремит.
   В поликлинике надо долго сидеть в очереди, нельзя бегать и кричать, а после всего - еще и терпеть разные медицинские манипуляции.

   Вашему ребенку в этих ситуациях не всегда комфортно и ему очень трудно выбрать способ правильного поведения. Ему трудно контролировать свое поведение, свои чувства и, возможно, он начнет капризничать, плакать или «хулиганить», как думают окружающие: пытается забежать первым в вагон, хочет занять место у окна, толкается, разговаривает или пристает к незнакомым людям, пытается дотронуться до их одежды, сумок и т.д. А может быть, наоборот, пытается спрятаться от окружающих, кричит или плачет. Окружающие и родители ведут себя в этих ситуациях по-разному: кто-то сидит и «не обращает внимание»; кто-то смущается, стесняется поведения ребенка и пытается всем объяснить данное поведение, а кто-то начинает ругать малыша, что приводит к обратной реакции - это только усиливает его переживания, и сила негативных реакций возрастает.
Иногда родители начинают грубить окружающим, ведут себя агрессивно, считая, что требование ребенка необходимо выполнить, оправдывают его поведение болезненным состоянием, не понимая, что таким образом они показывают ему неправильный образец поведения и взаимоотношений с окружающими. Любая из этих позиций провоцирует окружающих на агрессивные высказывания, обвинения в адрес ребенка и родителей, укрепляет в них отрицательное отношение ко всем "особенным" детям. Все это наносит ребенку дополнительную травму.

ПЕРЕД ВЫХОДОМ ИЗ ДОМА НЕОБХОДИМО:
   Подробно обсудить с ребенком предстоящий маршрут, куда вы пойдете, с кем вы будете встречаться, что будет происходить, чего вы ожидаете от ребенка.
   Родителям или взрослым, сопровождающим ребенка, надо постоянно держать его в поле зрения, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, быть готовыми помочь малышу в любой момент.

ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ ВОЗНИК КОНФЛИКТ, И РЕАКЦИЯ ОКРУЖАЮЩИХ СТАЛА ЯВНО АГРЕССИВНОЙ – ВОЗЬМИТЕ ИНИЦИАТИВУ НА СЕБЯ. Объясните им, что происходит с ребенком, не обвиняя его, а ссылаясь на его чувства (испуган, устал, проголодался), не угрожайте обвинителям, смягчите ситуацию. Самое главное - чтобы ваш ребенок чувствовал, что его родители на его стороне, что они хотят и могут защитить его.  Постарайтесь выбрать угол или место в салоне транспорта, где будет меньше людей, где обстановка более спокойная.
Можно занять ребенка тем, что ему интересно: читайте книжку, дайте любимую игрушку, карандаши и альбом для рисования.
Надо создать условия, наиболее комфортные для ребенка. Постарайтесь не забыть взять с собой воду, сок, любимое печенье - то, что ребенок любит.

Психолог
УЗ «Стародорожская ЦРБ»                       А.И. Ананич

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ