Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

ПОЧЕМУ ВАШ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ?

За последние годы увеличилось число детей, не увлекающихся чтением, предпочитающих компьютер и телевизор. Родители в растерянности: ребенок отказывается читать! В чем причина такого поведения? Как изменить ситуацию?
Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к ранним годам ребенка, его взаимодействию с родителями.

До недавнего времени считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы. «Годы чудес» - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

ОТ РОДИТЕЛЕЙ НЕ ТРЕБУЕТСЯ УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ, ОНИ ДОЛЖНЫ РАЗВИТЬ В НЕМ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ!

Первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылки умения читать.
Начинать следует в первые же дни жизни ребенка. Когда вы берете младенца на руки и разговариваете с ним, вы даете ему ощущение тепла и безопасности (хотя вам кажется, что в таком возрасте он этого не замечает).

Проявляйте готовность слушать. Старайтесь поощрять даже самые первые слабые и нечленораздельные попытки  малыша заговорить. Если вы устали или торопитесь, не забывайте: терпение, проявленное в дошкольный период, существенно облегчит вашу задачу в будущем.

Уделяйте ребенку больше времени. В раннем детстве влияние семьи на языковое развитие, когнитивное развитие и приобщение ребенка к жизни общества, является решающим. Именно в дошкольные годы закладываются основы уверенности в себе и успешного языкового общения вне дома. От степени раннего языкового развития будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка к школе, к общению в компании сверстников.

Самый серьезный конкурент чтению ребенка – телевизор. В зависимости от того, как это обставлено, и телевизор и видео могут сыграть роль как толчка к развитию, так и тормоза. Время, которое ребенку разрешено проводить перед телевизором, должно быть ограничено. Тщательно отбирайте передачи, которые вы разрешаете малышу смотреть.

Когда ребенок подрастает дайте ему возможность выбора: просматривая вместе с ним программу на неделю, вместе выбирайте передачи. Предложите малышу выбрать то, что ему хочется. Заведите в доме нечто вроде семейной доски объявлений; список выбранных передач можно вывешивать на этой доске.

 

ТЕЛЕВИЗОР НЕ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ В КОМНАТЕ РЕБЕНКА

Смотрите телевизор и видео вместе с ребенком. Старайтесь узнать, что его интересует. Обсудите с ним увиденное. Вы можете задать вопросы, например:
- Как ты думаешь, что произошло?
- Что происходит с ним сейчас?
- Зачем, по-твоему, он это сделал?
- Как ты считаешь, что будет дальше?

Поощряйте и другие виды игровой деятельности – как дома, так и на свежем воздухе. При правильном подходе и телевизор и видео могут стать эффективными средствами обучения и развлечения.
У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, симпатии и антипатии. Уважайте его неповторимость. Ставьте для себя и для ребенка реальные цели. Ведите и направляйте его - но не подталкивайте. Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
Умение читать – это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой, оно тесно связано с предшествующим опытом малыша и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

По сути, чтение для ребенка – это путешествие как бы в теле и глазами окружающих его людей. Разговаривая с малышом, обращая его внимание на настоящую «страну чудес», которая окружает его повсюду, эти люди открывают ему волшебство человеческого языка.
Смысл прочитанного влияет на запоминание. Уже в возрасте трех лет дети способны прослеживать связи между причиной и следствием, даже если они еще не могут выразить этого словами. Практически, прослеживать связь событий трехлетний малыш умеет задолго до того, как начнет рассуждать о разных мудреных вещах.

В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку также естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развертыванию этого естественного события можно, создав ребенку следующие условия:
 - регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.;
- читать рассказы, интересные ребенку: про животных, игрушки, динозавров и др.;
- использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном;
- разрешить ребенку свободно пользоваться бумагой, карандашами, ножницами т.д.;
- сделать для ребенка карточки с повседневно повторяющимися словами;
- записывать истории, которые малыш будет диктовать;
- устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие места и обязательно обсуждать эти прогулки как до, так и после;
- обстановка дома должна быть спокойной – родителям нужно быть терпеливыми;
- дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения;
- сами родители должны подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы;
- родителям время от времени следует брать малыша с собой в библиотеку, чтобы ребенок мог полистать книги, выбрать их несколько, взять домой.

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение – математике, биологии, общественным наукам – будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности понимать смысл письменного текста.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ЧТЕНИЮ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАНИЯ
1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/маленький, в/из?
2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
5. Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

БАЗОВЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА
6. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, магазин?
7. Был ли малыш в библиотеке?
8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в музее, в деревне?
9. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него любимое увлечение?

 ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
16. Четко ли ребенок выговаривает слова?
17. Правильная ли речь с точки зрения грамматики?
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

ОБЩЕНИЕ
23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
26. Хорошо ли ребенок слышит?
27. Хорошо ли он видит?
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым, отдохнувшим?

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например, б/п, кот/год?
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
35. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6-8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
36. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
37. Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
39. Может ли малыш объяснить «сюжетную картинку»: сформулировать главную мысль, проследить связи?

СЛУХОВЫЕ СПОСОБНОСТИ (различение на слух, запоминание со слуха, понимание на слух):
40. Может ли ребенок рифмовать слова?
41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес/вес?
42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43. Способен ли ребенок пересказать услышанную историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

ОТНОШЕНИЕ К КНИГАМ
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
45. Внимательно и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
46. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

Следует знать, что иногда у детей бывают специфические нарушения чтения, так называемые дислексии.

Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
По данным различных авторов, распространенность нарушения чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика и составляет приблизительно 10% от общего количества. Задержки в развитии речи – один из самых первых предвестников плохой обучаемости чтению.

Если к моменту поступления в школу у ребенка есть проблемы с устной речью, в девяти случаях из десяти у него будут трудности с письмом и чтением. Чаще всего, дети не в состоянии естественным путем «перерасти» выраженные, а тем более серьезные речевые недостатки: для этого потребуется помощь родителей и специалиста по развитию речи.

Можно выделить ряд признаков, которые помогут распознать нарушения, влияющие на развитие речи и готовность к чтению (опросник для ребенка четырех лет):

СЛУХ
Бывает ли что:
- когда вы зовете ребенка из соседней комнаты, он не реагирует и, по-видимому, не слышит вас;
- ребенок «упускает» что-то, сказанное в его присутствии;
- часто «проглатывает» окончания слов;
- когда вы разговариваете с малышом, он пристально следит за вашей мимикой?

ЯЗЫК И РЕЧЬ
- трудно ли понять, что говорит ваш малыш?
- подвергается ли его речь насмешкам со стороны других детей?
- мог ли он произносить слова в три года?
- говорил ли он предложениями в четыре года?
- трудно ли ребенку подбирать слова?
- старается ли он разговаривать?

ЗРЕНИЕ
- щуриться ли ребенок?
- подносит ли он книги и журналы близко к лицу?
- как далеко он садиться от телевизора?

НЕСПОСОБНОСТЬ УЧИТЬСЯ
Признаки:
- незрелость речевой структуры (в четыре года разговаривает как двухлетний);
- не всегда может выполнить сразу три указания;
- с трудом вспоминает и классифицирует информацию;
- ему трудно разрезать круг на четыре части и выполнить затем обратное действие – снова сложить круг из этих частей;
- у ребенка проблемы с моторикой и координацией движений – он неловок, ему трудно ездить на велосипеде.

СФЕРА ЭМОЦИЙ
Показатели неблагополучия:
- выраженная замкнутость;
- резкая смена настроений;
- частые вспышки раздражения, гнева;
- вялость, апатия;
- эмоциональная невыразительность;
- плаксивость, часто плохое настроение.

Если вы заметили какие-либо из этих признаков, обязательно посоветуйтесь со специалистом.

До того, как вы обратитесь к врачу, понаблюдайте за малышом и постарайтесь подготовить краткое описание его поведения в соответствующие моменты, чтобы вам было что рассказать консультанту.

Своевременная коррекция нарушений позволит вашему ребенку вовремя научиться читать, читать с интересом, а следовательно и предупредить отставание в развитии и обучении.


Психолог УЗ «ГКДПНД»                            И.М. Важник

 

БелМАПО          БГМУ          МОКЦ