|
Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by «Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42 |
Признаки сексуального насилия над несовершеннолетними
Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внимание на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.
Физические признаки
Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:
• оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в
ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо переедание (булимия);
• анальные симптомы: разрывы и выпадения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, запоры;
• вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
• гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального отверстия;
• кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия;
• повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
• жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота;
• боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе;
• повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
• недержание мочи;
• рвота;
• потеря сознания;
• болезни, передающиеся половым путем;
• ранняя неожиданная беременность.
Признаками сексуального насилия являются:
• порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
• инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов.
Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.
Изменения в проявлении сексуальности ребенка:
• не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных отношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);
• сексуальные действия, направленные на самих себя (аутосексуальные действия);
• демонстрация интимных частей тела;
• мастурбация;
• необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам:
• чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
• имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
• соблазняющее поведение отношению к противоположному полу;
• сексуальные действия с другими детьми;
• необычная сексуальная активность по отношению к взрослым:
• трение половыми органами о тело взрослого;
• завлекающее поведение по отношению к взрослым;
• изменения в эмоциональном состоянии и общении:
• постоянное возбуждение, истерические симптомы;
• стремление куда-то бежать, спрятаться;
• быстрая потеря самоконтроля;
• нервные срывы, истерики;
• вспышки агрессивности;
• депрессивные симптомы:
• замкнутость, заторможенность, подавленность, изоляция, уход в себя;
• задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие;
• переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;
• проявление агрессивности и враждебности по отношению к другим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее:
• непристойные выражения;
• чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
• терроризирование младших детей и сверстников;
• жестокость по отношению к игрушкам;
• самоагрессия;
• причинение травм и увечий самому себе;
• курение, употребление алкоголя, наркотиков;
• побеги из дома, прогулы школы;
• проституция;
• попытки совершить суицид или желание это сделать;
• возникшие трудности в общении с ровесниками;
• нежелание принимать участие в подвижных играх со сверстниками;
• отказ от общения с прежними друзьями или отсутствие друзей своего возраста;
• отчуждение от братьев и сестер;
Поведенческие изменения:
• возврат к детскому, инфантильному поведению;
• наоборот, слишком «взрослое» поведение;
• изменения в отношении к собственной внешности;
• утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой;
• наоборот, навязчивое мытье (желание «отмыться»);
• крайняя настороженность, подозрительность;
• амбивалентные чувства ребенка к взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться...»);
• рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку...»);
Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:
• виктимность (жертвенность) ребенка;
• неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
• навязчивая зависимость;
• чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
• неожиданные, резкие перемены к конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»);
• месту («Я не могу ездить в лифте»);
• любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);
• изменение отношения к школе и учебной деятельности;
• резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);
• пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения;
• изменение отношения к семье:
• принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);
• отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Изменения самосознания ребенка:
• снижение самооценки;
• обесценивание собственной личности, недовольство собой, презрение, чувство собственной неполноценности;
• чувство униженности, состояние чрезвычайной уязвимости, ощущение вторжения в «интимную» зону;
• маскировка самооценки с течением времени низкой фантазией всемогущества («Я могу заставить его сделать все!»);
• жажда победы и самоутверждения любой ценой;
• вина, стыд, чувство собственной испорченности;
• чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;
• восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;
• синдром «испорченного товара» (ребенок ощущает себя непривлекательным);
• в отношении собственных переживаний, когда у ребенка в период домогательства возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства (возникновение так называемого «клейма инцеста»).
Появление невротических и психосоматических симптомов:
• навязчивые страхи, тревога:
• боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;
• боязнь раздеться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
• сопротивление тактильным контактам;
• нежелание, чтобы целовали, обнимали;
• нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;
• боли (головная боль, боли в области живота и сердца);
• нарушения сна (страх перед отходом ко сну, ночные кошмары, бессонница);
• боязнь телесных повреждении;
• резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или, наоборот, ожирение;
• тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).
Специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать, что ребенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.