Интернет-безопасность детей и подростков.
Суицидальные группы в Сети интернет. Суицидальное поведение детей как следствие преступления против половой неприкосновенности.
Как источник авторитетной информации Интернет уже обошел учителя. И готовится вытеснить с первого места родителей.
Давайте вдумаемся, что это значит. Получается, родитель теряет авторитет у ребенка, конкурируя с самыми разными людьми «с того конца Интернет-кабеля», то есть теряет возможность воспитывать своего ребенка. Пока, к счастью, авторитет родителя по-прежнему является самым значимым для ребенка, именно родительское слово наиболее весомо.
Но уже сегодня Интернет играет очень значительную роль в воспитании ребенка. То есть модели поведения, нормы, образ мыслей, картина мира — все то, одним словом, что и называется воспитанием, в большой степени черпается ребенком в сети.
44% детей от 8 до 16 лет остаются онлайн постоянно.
Общая доля опасного контента составляет около 64%.
В Сети интернет, также как и в реальном мире, мы можем столкнуться с разными опасностями:
- Конфликты
- Унижения и оскорбления
- Несчастные случаи
- Порнография
- Психологическое давление
- Экстремизм
- Насилие
- Мошенничество
- Сексуальные домогательства
- Зависимости (пропаганда наркотиков, алкоголя, курения, игр)
- Призывы причинить себе вред (от пропаганды суицида до экспериментов над собой)
- Вымогательства
- Непонимание, конфликтное, агрессивное общение
Суицидальные группы в сети Интернет (на примере групп vk.com)
ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ суицидального поведения
- Наличие суицидальных попыток в прошлом
- Наличие примера самоубийств в близком окружении
- Максималистические черты характера
- Склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам
- Деление мира на белое и черное
- Разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф
- Сны с гибелью людей или собственной гибелью
- Повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни
- Рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера
- Объективная тяжесть жизненных обстоятельств
- Детство, прошедшее в неблагополучной семье
- Плохие отношения с близкими в данный период
- Потеря дорогого человека
- Общественное отвержение
- Тяжелое продолжительное заболевание, инвалидность
- Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям
- Депрессия, стрессовые состояния, беспомощность
- Насилие в близком окружении
- Физическая или психическая истощенность
- Отказ от преодоления жизненных трудностей
Возможные маркеры влияния суицидальных групп:
- Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать - проследите, спит ли он в ранние утренние часы.
- Состоит в группах, содержащих в названии следующее: "Киты плывут вверх", "Разбуди меня в 4.20", #f57, #f58, "Тихийдом", "Рина", "Няпока", "Море китов", "50 дней до моего...”.
- Рисует китов, бабочек, единорогов
- Закрыл в своей страничке ВК доступ к подробной информации, в переписке с друзьями (на личной стене), есть фразы "разбуди меня в 4.20", "я в игре". Серьезная опасность, если на стене появляются цифры, означающие обратный отсчет дней, начиная от 50 и меньше.
Алгоритм действий родителей
- Вы должны поговорить с подростком, и попытаться выяснить, что происходит в его /её жизни
- Обратиться к специалисту психологу по месту учебы; в поликлинику или иные организации, к психологам, которые работают с детьми и подростками
- Как родитель, Вы должны провести собственный анализ семейной ситуации. Обратите внимание на такие моменты как ссоры, конфликты и т.д.
- Постарайтесь выявить внешние факторы стресса, которые могут вызвать у вашего ребенка данное состояние
- Если существует возможность оказать влияние на одну из вышеприведенных причин, то можно это сделать лишь с разрешения подростка. В том случае, если он / она запрещает, обозначить о своей готовности вмешаться по первому требованию.
- Поддерживайте в подростке убеждение, что в будущем ситуация изменится и он / она, наверняка, почувствует себя лучше, только нужно время и немного усилий.
- Отправив подростка к психологу, нужно настраивать себя на сотрудничество с подростком, понимая, что, возможно, Ваши прежние взгляды на многие ситуации потребуется пересмотреть.
Ошибки взрослых:
- Информирование заранее
- Обесценивание «виртуальных проблем»
- Жестокость
- Равнодушие
- Истерика
- Обвинение и отстранение подростка от себя (Такое поведение лишь поддерживает суицидальное намерение)
- Запреты на привычную жизнь (Общение со сверстниками, запрет на времяпровождение в компьютере, обрезание интернета и т.д. Это усиливает изоляцию подростка)
- Объявлять подростку, что он болен (Он не болен, он в стрессе)
- Пытаться решить проблему без разрешения или предупреждения подростка
- Пренебрежение помощью специалиста - психолога, а если нужно врача
Суицидальное поведение детей как следствие преступления против половой неприкосновенности
Основные угрозы
- Контент. Порнография и иной нежелательный сексуальный контент
- Контакт. Недопустимые (неуместные) взаимодействия детей и взрослых
- Действие. Изготовление и распространение порнографии и иного нежелательного контента, сексуальное насилие
Секстинг
- Действия. Пересылка личных фотографий «откровенного характера» с использованием средств телекоммункации
- Последствия. Порнография, шантаж, половые преступления
Кибер – груминг. ГДЕ ПРОИСХОДИТ: Социальные сети; Мессенджеры; Онлайн-игры; Иные интернет-площадки.
- Посягательство. получение более откровенных фото, видео, встречи, совершение сексуальных действий
- Склонение. ФОРМЫ СКЛОНЕНИЯ: Тесное доверительное взаимодействие; Дружба; Влюбленность; Финансовая помощь
- Доверительный контакт. В сети Интернет с взрослым незнакомцем: Необоснованное доверие; Неосознанная провокация
Сексуальный кибер-шантаж
- Шантаж. Требование более откровенных фото, видео. Требование встречи, совершение сексуальных действий. ВСЕГДА сопровождается УГРОЗАМИ распространения информации.
- Изображение сексуального характера. Обнаженное тело в какой –либо части.
- Доверительный контакт. С ЛЮБЫМ незнакомцем. Необоснованное доверие. Неосознанная провокация.
Опасные последствия
- Нарушение нормального восприятия внешнего мира, норм морали и общественного поведения: Привычка быть жертвой. Усвоение допустимости противоправного поведения.
- Негативные последствия для физического и психического здоровья ребенка. Болезни различного рода. Суицид.
- Совершение преступлений в отношении детей. Половых преступлений. Преступлений против нравственности.
Рекомендации детям
- ПРАВИЛО «РЕАЛЬНОГО» МИРА. Не добавляй в «друзей» людей, с которыми вы незнакомы в реальности. Помни, аккаунт ваших друзей могут взломать. Преступник может использовать фальшивые данные.
- ПРАВИЛО ПРИВАТНОСТИ ЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ. Не раскрывай в Интернете, своих телефона и адреса, адреса школы, твой возраст и мест, где ты часто бываешь; Не размещай «откровенных» фото; Не высылай их кому-либо; Не сообщай виртуально знакомым людям свои планы передвижений.
- ПРАВИЛО «СТРАХОВКИ». Расскажи взрослым (родителям, учителям, тренеру, сестре), которому ты доверяешь. Не бойтесь: утаивая то что случилось, вы только помогаете преступнику. Помни, есть «горячая линия», правоохранительные органы.
Приватная информация:
- Данные о семье
- Имя
- Возраст
- Школа
- Адрес
- Заработки родителей
- Онлайн платежи
Рекомендации родителям
- ПРАВИЛО «ВНИМАНИЕ». Внимание за персональными страничками, внимание за перепиской в сети (онлайн играх, форумах). Знайте о «виртуальных» и реальных друзьях. Принимайте участие в жизни ребенка в сети.
- ПРАВИЛО «ДОВЕРИЕ». Предупредите ребенка об Интернет-угрозах. Расскажите ребенку о правилах противодействия угрозам. Расскажите ребенку о необходимости сохранения приватности. Расскажите, что никогда не следует отвечать на сообщения от незнакомцев и тем более встречаться с ними.
- ПРАВИЛО «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ». Отправляйте сообщения о противоправном контенте (кнопка «пожаловаться»). Обращайтесь в правоохранительные органы, если вы стали свидетелем совершения противоправных действий в отношении детей в сети Интернет. Обращайтесь к представителям учреждений образования.