Центр здоровья для подростков и молодежи"Надежда"
E-mail: valeolog@starcrb.by
«Телефон доверия» по принципу анонимности 8(01792) 35-4-42

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

Основные черты, характеризующие детский травматизм, — распределение по полу и возрасту, видам травматизма — остаются постоянными на протяжении последних 20 — 30 лет. Так, наиболее подвержены травмам школьники 10 -14, затем 7 — 9 лет. Дети грудного и ясельного возраста получают травмы реже, чем дети более старших возрастов. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60 - 68 %). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80 % всех повреждений. Причины этих травм весьма разнообразны: падения на ровном месте и с высоты, ранения острыми предметами, ожоги, удары о предметы и предметами и др.

Травмы, причиненные детям транспортными средствами, имеют незначительный удельный вес, однако они отличаются наибольшей тяжестью, почти все требуют госпитализации и являются основной причиной инвалидности с детства.

8 - 12 % от всех повреждений, получаемых детьми, приходится на школьные травмы. Причины школьного травматизма - удары твердыми предметами (портфелями, ранцами, учебниками и пр.), падения на лестнице и ровной поверхности вследствие толканий, подставлений «ножки», столкновений во время бега и др., прищемление пальцев дверьми, оконными рамами и пр.

Спортивные травмы имеют небольшой удельный вес среди детского травматизма - около 2,5 %.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, следует проводить целенаправленно, исходя из причин и обстоятельств возникновения травм. Установлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации, обусловленные особенностями психофизического, эмоционального развития детей.

В период грудного возраста вырабатываются первые условно-рефлекторные связи. Ребенок начинает познавать окружающий мир, ориентироваться в обстановке. Частота повреждений у мальчиков и девочек в этом возрасте почти одинакова. Основными причинами травм являются падения, главным образом с высоты (с пеленальных столов, выпадения из колясок, кроватей и пр.), и ожоги кипятком. Практически все травмы у детей грудного возраста относятся к бытовым,  все  несчастные  случаи  —  результат  недостаточного  присмотра за ребенком.
Дети до одного года в 93 — 95 % случаев получают травмы в домашней обстановке.

Причины этих травм разнообразны.
Различные колющие и режущие предметы (ножницы, спицы, остро отточенные карандаши, иголки, ножи, вилки) при неумелом их использовании могут причинить серьезные травмы детям.
Опасны для малышей мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши...

Необходимо помнить, что детям, несмотря на все их капризы, нельзя разрешать играть с иголками, спицами, ножницами и другими предметами домашнего обихода, которые могут быть опасны для их здоровья.

В ясельном возрасте (1—3 года) формируются связи второй сигнальной системы, что представляет широкие возможности для воспитательных воздействий. Главным содержанием развития ребенка является усвоение способов употребления предметов и языка. Основные двигательные навыки (ходьбы, лазания) еще находятся в стадии становления. Недостаточным развитием этих навыков, а также неумением сориентироваться в окружающей обстановке, предвидеть опасность, обусловлены в подавляющем большинстве случаев повреждения у детей этого возраста.

В период раннего детства впервые появляются половые различия в частоте возникновения травм: мальчики травмируются несколько чаще девочек. Число повреждений, полученных во дворе и на улице, увеличивается, а в квартире -соответственно уменьшается. Изменяется характер повреждений: уменьшается количество ожогов, увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Нередки и электротравмы. Для детей раннего возраста характерно поражение губ и языка, так как они нередко берут в рот концы шнуров от электроприборов. Причиной тяжелых повреждений нередко бывают игры с электрическими розетками. Втыкая в отверстия штепсельной розетки шпильки, вилки и другие предметы, дети могут быть поражены электрическим током. Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.

Для детей дошкольного возраста (4-6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода - появление начальных форм самосознания.

Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой — активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели.

У дошкольников бытовые травмы также преобладают, но в отличие от первых двух групп основным местом происшествия становится двор. Главными причинами травм являются падения, ранения острыми предметами, удары твердыми предметами и о твердые предметы. Возрастает число травм, полученных от средств транспорта.

Наибольшее количество травм отмечается у детей школьного возраста.

Дети младшего школьного возраста (7- 9 лет) получают большую самостоятельность по сравнению с предыдущими возрастными группами.

Любознательность и стремление активно познавать окружающий мир при недостаточной силе тормозных процессов, отсутствие должного самоконтроля, жизненного опыта приводят к несчастным случаям. Кроме того, у детей этого возраста большое место в жизни занимают игры, в основном подвижные, коллективные, включающие соревновательный момент, сложные положения, из которых надо найти выход. Все это привносит в игры эмоционально-аффективный фактор, делает их травмоопасными. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях. Дети этой группы 78 % травм получают во дворах, на улицах и только 22 % — в помещениях. Наиболее частыми причинами травм являются падения, ожоги пламенем, ранения, травмы от средств транспорта.

Дети в возрасте 10 — 14 лет отличаются большей дисциплинированностью, проявлением воли, сознательности. Поведение их во многом определяется характером и полученным воспитанием. Травмы обусловлены их большей социальной активностью, связаны с мотивационным уровнем поведения. В отличие от младших школьников в этой группе значительный удельный вес приобретают травмы спортивные; это вызвано желанием подростков показать своим товарищам достижения в силе, беге, ловкости, выносливости и т.д. Однако и в этом возрасте отмечаются повреждения, полученные во время игр.

Работа  по предупреждению несчастных случаев с детьми должна предусматривать решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных: 1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать- их; 2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Основные меры профилактики детского бытового травматизма у дошкольников можно подразделить на три направления:

1 . Мероприятия по обеспечению «техники безопасности» в жилых помещениях (ограждения батарей отопительной системы, закрытие розетки в    доступных детям местах, предупредительные этикетки на опасных жидкостях, хранение их в недоступных для детей местах).

2.Постоянный надзор за детьми, организация интересных и безопасных игр и занятий, отвлекающих детей от опасных шалостей.

3. Повседневное и неустанное воспитание у детей навыков осмотрительного поведения и разумной осторожности.

Мерами по предупреждению возможных ожогов у детей являются:

  1. недоступность спичек;
  2. хранение препаратов бытовой химии (едкие кислоты, щелочи и другие химические активные вещества) в недоступных для детей местах;
  3. осторожность во время кормления ребенка горячей жидкой пищей;
  4. повышенное внимание и осторожность при переносе посуды с горячей жидкостью в тех местах квартиры, где внезапно могут появиться дети;
  5. запрещение детям находиться во время приготовления пищи, мытья посуды, стирки белья и других работ на кухне;
  6. постоянный надзор взрослых при купании детей;
  7. защита детей от горящих газовых" плит, накаленных предметов (например,утюга, обогревательных приборов).
БелМАПО          БГМУ          МОКЦ