БУЛЛИНГ И КИБЕРБУЛЛИНГ
Переход из начальной в среднюю школу традиционно считается одним из труднейших кризисных периодов школьного обучения. Это период также сопровождают ускоренное физическое и половое созревание, психологические и физиологические колебания, стремление подростков к повышению своего социального статуса.
В старшей школе из-за перехода на профильное обучение может измениться состав обучающихся в классах. В результате адаптация к новому сообществу, к новым учителям и классному руководителю проходит в разных психологических условиях. Стремление к доминированию в новой социальной среде, конкуренция и деструктивное соперничество приводят к тому, что некоторые подростки пытаются обесценить успехи и достижения одноклассников, начинают делить их на «друзей» и «врагов».
Поиски жертвы, системное и осознанное агрессивное преследование становятся поводом для объединения подростков в деструктивные группы, разделения детского сообщества на «своих» и «чужих», доминирования и установления властных отношений, подобных «дедовщине» в армии.
Существенной характеристикой буллинга как системного агрессивного преследования является наличие преследователя или группы преследователей, жертвы и наблюдателей.
В ситуации буллинга в образовательной организации взрослые должны найти ответ на три вопроса:
- Что происходит? – для определения позиции преследователя, жертвы и наблюдателей;
- Что предшествовало? – для определения связи событий до ситуации проявления буллинга;
- Что последует далее? – для определения последствий проявления буллинга.
Почему буллинг – это не просто конфликт?
- Цель преследователей – намеренное и продуманное преследование жертвы, ее унижение и подчинение, а не поиск компромисса и взаимного согласия.
- Страдания и боль жертвы оцениваются как победа и власть над жертвой, преследователям приносит удовольствие преследование жертвы.
- Наблюдается неравенство сил, и преследование направлено только на жертву.
- Травля происходит систематически и растягивается во времени, т. е. становится осознанным длительным процессом.
- Устанавливается правило: «Мы не дружим с тем, кто общается с ней или с ним».
- Отвергается любое стремление жертвы найти компромисс и наладить отношения.
- В подростковом возрасте возрастает потребность взаимодействия в группе, объединения в группы друзей, поиске «врагов» и групповом преследовании.
- Без вмешательства взрослых невозможно остановить травлю и защитить жертву буллинга, обеспечить ее безопасность.
Как взрослые влияют на проявления агрессии и насилия в школе?
Деструктивная позиция родителей:
- Группа родителей стремится занять доминирующее положение, разделяет взрослое и детское сообщества на «своих» и «чужих» и способствует разобщению и противостоянию.
- Избирательно демонстрируют некоторым семьям пренебрежение и предлагают им «заработать» право вхождения в круг «избранных». Часть родителей, чтобы быть «вхожими» в этот круг, соглашаются на заведомо низкий статус (так называемые «шестерки»).
- Проявляют негативные эмоции к достижениям и успехам другого ребенка, стремятся обесценить и опорочить репутацию конкурента и соперника.
Деструктивная позиция педагогов:
- Занимают позицию невмешательства или выбирают тактику реагирования «дети сами разберутся».
- Признают только прямое проявление буллинга, когда жертва подвергается физическому насилию, а проявление психологической травли считают проблемой ребенка-жертвы и его родителей.
- Целенаправленно способствуют разобщению детей и родителей, преследуют корыстные цели и создают особые условия для своей материальной выгоды (предлагают репетиторство или иные дополнительные занятия на платной основе, родители решают личные проблемы педагога и т. д.).
- Допускают доминирование и негативное влияние отдельных групп в родительском и детском сообществах.
- Делегируют свои обязанности родительским комитетам и наделяют их особыми властными полномочиями, в том числе и для подавления неугодных родителей и школьников.
Как проявляется буллинг в школе?
- Портят личные вещи ребенка: в раздевалке прячут одежду и обувь, бросают на пол верхнюю одежду, на перемене разбрасывают со стола письменные принадлежности и др.
- Применяют физическую силу: наносят побои, толкают, пинают и др.
- Угрожают физической расправой, стараются заставить жертву испытывать страх.
- Систематически подвергают насмешкам и оскорблениям, которым ребенок не может противостоять.
- Вымогают деньги или вещи.
- Принуждают к различным действиям с целью унижения и подчинения.
- Социальная изоляция: ребенок сидит в одиночестве на уроках и переменах, его игнорируют, блокируют телефон, исключают из школьного чата и др.
- Распространяют негативную информацию в общем чате или социальных сетях: видеоролики, фотографии, порочащие репутацию ребенка.
Признаки деструктивной ситуации в школе
- Ребенок не желает ходить в школу или прогуливает уроки без причины.
- Он замкнут, избегает общения со всеми (учениками и учителями).
- Избегает участия в групповых мероприятиях класса в школе и вне школы.
- Избегает участия в школьных мероприятиях (экскурсиях, командных соревнованиях, состязаниях, творческих мероприятиях и др.).
Как родителям поддержать ребенка, если в школе проявляется буллинг?
- Мы будем тебя поддерживать и защищать, и не позволим тебя преследовать.
- Не расстраивайся, если тебя назвали «стукачом», – так говорят, чтобы скрыть факт травли.
- Помни, что обидчики хотят тебя унизить и установить свою власть над тобой.
- Не поддавайся на провокации и веди себя спокойно, уверенно.
- Ищи поддержку среди одноклассников, которым доверяешь.
- Поговори со свидетелями и попроси помощи и поддержки.
- Попробуй с юмором и иронией отвечать обидчикам – таким образом ты сможешь обесценить их выпады, уменьшить их «пыл» и снизить уверенность в доминировании.
- Не проявляй ответную агрессию и не мсти обидчикам, чтобы не стать «крайним».
- Запомни, что в школе никто не будет покрывать травлю, если ты поставишь в известность учителей или руководство школы.
- Запомни, что твое молчание и терпимость по отношению к преследователям не остановит травлю.
Что сказать ребенку, если он стал свидетелем буллинга в школе?
- Постарайся поддержать потерпевшего и оказать ему посильную помощь.
- Не поддерживай и не одобряй действия преследователей или обидчиков.
- Не присоединяйся к преследованию.
- Пытайся разрядить обстановку и остановить травлю.
- В ситуации буллинга постарайся связаться с родителями или с учителем, которому доверяешь, и рассказать о критической ситуации.
- Не бойся защищать потерпевшего, на его месте можешь оказаться и ты, и тебе в подобной ситуации понадобится поддержка.
Кто и почему чаще становится жертвой буллинга?
- Ребенок может оказаться жертвой в школе, если он «новенький» или его друзья перешли в другую школу и он остался в одиночестве без поддержки со стороны одноклассников и классного руководителя.
- Нерешительная реакция и замешательство жертвы в ответ на оскорбление воспринимаются как проявление слабости одноклассника, и могут спровоцировать обидчика на активное продолжение агрессивных действий и преследования.
- Деструктивная конкурентная среда и враждебное отношение к успехам и достижениям другого человека вызывают негативные эмоции (зависть, обиду и др.). У школьников появляется стремление через унижения и оскорбления обесценить успехи и достижения соперников или конкурентов.
- Взрослые – учителя, классный руководитель, родители другого ученика – могут заниматься «коллективной проработкой проблемного ребенка»: у них могут быть конфликтные отношения с родителями ребенка, и тогда он выбирается как средство давления на его семью; или сам ребенок по разным причинам становится неугодным для взрослых.
- Внешние отличительные признаки: если ребенок принадлежит к иной культуре (национальной или религиозной) либо существенно отличается от других школьников по физическим параметрам (имеет лишний вес или наоборот, выше или ниже остальных и т.д.). Фактором буллинга могут стать: низкий статус, обусловленный неудачами в обучении и отставанием от учебной программы; несоответствие, с точки зрения одноклассников, внешнего вида ребенка (одежды, аксессуаров, обуви и др.) принятому в одной из подростковых субкультур. Проблемой может стать и отсутствие престижных гаджетов и других подобных атрибутов, которые стали пропуском в круг «правящих крутых», или отказ следовать установленным ими деструктивных норм и правил «выживания» в школе.
Кто становится преследователем и проявляет инициативу?
Инициатором травли становится школьник, получивший поддержку от других учеников или учителей. Он стремится стать лидером, поэтому втягивает одноклассников в совместную травлю. Ищет жертву, чтобы держать в страхе других детей и установить свою власть в сообществе. Уверен в безнаказанности, вседозволенности и покровительстве учителей и других школьников. Унижение и оскорбление другого человека перед свидетелями приносит ему радость и удовлетворение.
Какими бывают свидетели буллинга?
- Одобряющие – не принимают сами непосредственное участие в травле, но поддерживают обидчиков и всячески показывают свою лояльность к ним.
- Пассивно одобряющие – с интересом наблюдают, но скрывают свое истинное отношение к участникам буллинга.
- Потенциальные защитники – не одобряют действия агрессоров, но и не вмешиваются в ситуацию буллинга.
- «Тайные» защитники – скрывают свою помощь пострадавшему.
- Активные защитники – никого не боятся и пытаются остановить травлю.
Какие основные способы реагирования выбирают свидетели?
- Невмешательство и стремление остаться вне конфликтной ситуации.
- Поддержка преследователя или группы преследователей.
- Поддержка и защита жертвы буллинга.
Какие действия свидетеля поддерживают преследователей?
- Равнодушие или молчание свидетелей понимается как поддержка агрессивного преследования.
- Страх свидетелей и их опасение за собственное благополучие укрепляют стремление обидчиков к продолжению травли одноклассника.
- Желание других школьников или учителей присоединиться к совместной травле приносит уверенность обидчикам.
Какие действия детей смогли бы остановить травлю?
- Не поддерживать агрессоров.
- Оценить событие как критическое и деструктивное.
- Привлечь внимание других школьников к защите жертвы.
- Взять на себя ответственность за прекращение травли.
- Конкретные конструктивные действия, которые помогут поддержать жертву.
- Конкретные не агрессивные действия, которые помогут прекратить травлю и остановить преследователей.
Распространенные виды проявления агрессии в информационном пространстве:
- Социальная изоляция или бойкот – исключение из чатов, бесед, школьных и неформальных групп.
- Угрозы расправой – открытое или косвенное преследование ребенка, агрессоры назначают «стрелки», пытаются установить маршрут его передвижения или домашний адрес.
- Троллинг – агрессоры намеренно провоцируют, пытаясь вывести ребенка из психологического равновесия, пишут комментарии или сообщения в грубой унизительной форме.
- Хейтинг – длительная травля с негативными выпадами и оскорблениями в адрес ребенка.
- Диссинг – распространение порочащих слухов, недостоверной информации, «фотожаб», фальсификация переписки с целью дискредитации ребенка.
- Фрейпинг – анонимный кибербуллинг через взлом личного аккаунта и публикация от имени жертвы нежелательного контента.
- Харассмент – целенаправленные домогательства, нарушающие половую неприкосновенность ребенка.
- Аутинг – разглашение личной информации (переписки, фотографий, в том числе и похищенной информации), угрозы распространения конфиденциальной информации.
Родителям необходимо знать, что в современных реалиях проявление буллинга и кибербуллинга взаимосвязаны.
Что делать в ситуации кибербуллинга?
- Не писать в ответ оскорбительные комментарии, не принимать участие в так называемых «разборках».
- Необходимо сделать скриншот оскорблений или непристойных предложений для того, чтобы обеспечить документальное доказательство факта онлайн-травли (в самых «тяжелых» случаях родителям ребенка следует прибегнуть к помощи нотариуса: он официально заверит сделанный скриншот).
- Прекратить общение и заблокировать агрессора или группу агрессоров.
- Попросите ребенка обязательно рассказать о случае проявления кибербуллинга для принятия важного решения: положиться на свои силы или обратиться за деятельным содействием в правоохранительные органы.
Что делать в ситуации травли в школе?
- Ребенок должен знать, что ему будет оказана поддержка и травля будет прекращена.
- По возможности надо связаться с родителями преследователя или преследователей и поставить их в известность, но не стоит переходить на конфликтные отношения и «разборки».
- Связаться с классным руководителем, договориться о встрече и вместе составить план преодоления деструктивной ситуации. Классный руководитель должен знать о серьезности ваших намерений в вопросах защиты ребенка.
Как не допустить проявления агрессии в школьных чатах?
- Разделяйте личные и общие чаты, приватные коммуникации и публичные. Не пишите необдуманные сообщения и старайтесь не выражать отрицательные эмоции, не давать негативную оценку событию или другому человеку. Помните, что любое ваше сообщение могут переслать или сделать скрин, и таким образом ваше послание может стать достоянием широкой публики. Не публикуйте материалы (фотографии, тексты и др.), которые могут компрометировать вас или других.
- Установите в общем школьном чате правила и нормы корректного и эффективного общения: отправлять лаконичные, краткие и информативные сообщения, недопустимо использование нецензурных слов, оскорблений и грубых выпадов, нельзя отправлять сообщения после 22.00 часов и ранее 8.30, голосовые сообщения отправлять только в случае крайней необходимости и др.
- Установите дежурство администраторов, которые будут отслеживать коммуникации в общем школьном чате. Важно, чтобы каждый желающий мог принять участие в контроле за соблюдением общепринятых норм и правил – таким образом повышается общая и личная ответственность за состояние атмосферы взаимодействия участников группы.